В компании "Петро" культивируют кулибиных

В ОАО "Петро" складывается впечатление, что логистика - это игра в футбол для ленивых: забить мяч в ворота нужно, а вот бегать совсем не хочется.

<BR><BR>В ОАО "Петро" складывается впечатление, что логистика - это игра в футбол для ленивых: забить мяч в ворота нужно, а вот бегать совсем не хочется. <BR>На каждом рабочем месте здесь постоянно идет пересмотр стандартов. В процессе, которому нет ни конца ни края, участвуют все работники - от рабочего до самого "высокого" менеджера.<BR><BR><B>Кулибины от сигарет</B><BR>"Что имеем - не храним", - это в буквальном смысле сказано о фабрике "Петро". Здесь организовали поставки напрямую на производство. Это значит, что на складах производства лежит лишь столько материалов, сколько может "съесть" за смену оборудование. Готовая продукция поступает с конвейера на небольшой складик внутри фабрики. Но тоже долго не залеживается: как только коробок накопилось на одну машину, их грузят и отправляют на склад. <BR>На склад за готовой продукцией подходит машина за машиной. "Новгород отгрузили, сейчас должен подъехать питерский клиент, что-то он задерживается", - слышу разговор сотрудников, сверяющихся с графиком. В нем все расписано - кто и когда должен подъехать, по часам и минутам.<BR>"Раньше как было: клиент прибывал хаотично, утром мало покупателей: многим клиентам неудобно приезжать в это время за продукцией, а после обеда начинается аврал - приходит машина за машиной, - объясняет руководитель склада готовой продукции Михаил Малышев. - В результате неудобно и фабрике, и клиентам - кому охота стоять в очереди, терять время. Чтобы не простаивать, мы на утро планируем отгрузку машин, которые заказывает отдел логистики, а после 14 часов принимаем наших клиентов. Для удобства и равномерности работы складов разработаны графики, которых должны придерживаться клиенты".<BR>Менеджеры провели большую разъяснительную работу с клиентами, объясняли, что им тоже удобно и выгодно экономить время, не терять его в очередях.<BR><BR><B>Шаг за шагом</B><BR>На стенах завода в рамочках висят призывы к пересмотру стандартов на каждом рабочем месте. (Менеджеры компании придерживаются в своей работе так называемых принципов Кайзен - японской системы по управлению процессами качества.) Рабочие привыкли и внимания на лозунги уже не обращают: как говорится, чем бы руководство ни тешилось. Но свое дело принципы Кайзен делают.<BR>Например, склад теперь чем-то напоминает кухню. "Согласно рецептуре возьмем столько-то такого табака, столько-то другого:" - словно повар раскладывает на столе ингредиенты. Это одно из последних нововведений JDE Leaf Blending Module - система контроля качества и управления формированием смешивания листовых табаков. Таким образом, теперь весь необходимый набор табаков по нужной рецептуре и в нужном количестве составляют прямо на складе и отправляют на производство комплектами "сделай сам". На производстве на это уже не приходится тратить время.<BR>"У меня идейка появилась, - в комнату менеджера по хранению и транспорту Ирины Хлусовой не очень решительно заглядывает рабочий, но, увидев журналистов, идет на попятную. - Вопрос технический, можно, я к вам попозже подойду?"<BR>Ирина Хлусова разговор не откладывает и поясняет: "Я принимаю все идеи, даже самые безумные. Мы их обсуждаем, и если видим толк, то внедряем в работу и распространяем опыт наших кулибиных на все подразделения. Причем это касается не только глобальных изменений, но и всевозможных мелочей. Работники ценят, что к их мнению и предложениям прислушиваются на производстве".<BR><BR><B>История из табакерки</B><BR>Старое складское хозяйство - 13 складов в разных точках города - досталось компании "Петро" от сигаретной фабрики им. Урицкого. Машины колесили по городу с одного склада на другой, поиск и транспортировка продукции занимали много времени. <BR>Теперь продукция хранится на двух основных складах - нетабачных материалов и готовой продукции, которые находятся в двух шагах от фабрики. Проектировали склады так, чтобы максимально использовать площади, то есть оптимизировать нагрузки на каждый квадратный метр. Проект разрабатывался фирмой "Гидроприбор" согласно техническому заданию, представленному компанией. Со стороны JTI в разработке участвовали главный инженер Массимо Андолина и руководитель проекта Майк Бракенборо.<BR>За 18 месяцев с апреля 1998 г. были реконструированы 41.000 м2, из которых 38.900 м2 - полезная площадь, используемая непосредственно для хранения. Оборудование для комплекса было разработано и поставлено шведскими фирмами BT и MI4. Оба склада работают круглые сутки без выходных. На складе нетабачных материалов - ряды стеллажей, на которых всевозможные упаковки разного размера и формы. В них 350 видов материалов, необходимых для производства сигарет. <BR>По узкому проходу между стеллажами резво бежит погрузчик. Водитель не смотрит "налево-направо". "Это специальный погрузчик, он управляется проложенной по полу шиной, обычному-то погрузчику в таких узких проходах не развернуться. Моя задача - только снять паллету и выбрать режим движения "назад-вперед", - поясняет водитель электропогрузчика Павел Комаров. - На отгрузку 60 паллет - а это три автомашины - требуется 30 минут". Вся задача внесена в компьютер, так что водитель водит приборчиком по паллете и автоматически считывает ее штрих-код. <BR><BR><B>Все идет по плану</B><BR>На складе готовой продукции ассортимент продукции небольшой - около 50 наименований, поэтому здесь установили стеллажи сплошного хранения без проходов для проезда автопогрузчиков. Обслуживаются эти стеллажи с помощью роботических тележек "шаттлов", управляемых радиосигналами. Эти "каракатицы" доставляют коробки из самых дальних концов стеллажей прямо к погрузчику.<BR>В специально отведенной зоне рядом с отгрузочной эстакадой видны "горки" из коробок - это продукция, приготовленная под заказ определенного клиента. Их готовят заранее, как расписано в заявке, автоматически "подкачивающейся" в систему интегрированного складского решения IRMS. <BR>Подъехала машина на Белоруссию, звучит объявление по громкой связи. "На данный момент все идет по плану, - старший кладовщик Владимир Трепалин сверяется с планом-графиком. - Сейчас должна подъехать машина из фирмы "Восстановление", через полчаса планируем грузить продукцию для клиента из Архангельска, затем прибудут пять машин на Москву и одна на Новгород. Задание по железнодорожным вагонам - отгрузить 10 вагонов на Екатеринбург, Владивосток, Иркутск, Ростов и Самару".<BR>Вагоны - это головная боль для фабрики. Если клиенты постепенно приучаются работать по графику, то работа с железной дорогой требует железных нервов. "Вчера 40 минут говорила с железнодорожным начальством, - объясняет Ирина Хлусова. - Объясняла, уговаривала, просила, журила. Вот сегодня вагоны подали. Но день на день не приходится. То густо, то пусто".<BR>Сейчас на фабрике идет строительство помещения для железнодорожной группы сотрудников. "Завтра с утра посмотрю, как идут работы", - говорит Ирина Хлусова.<BR><BR><BR><B>ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ КОМПАНИИ</B><BR><BR><BR>Отдел хранения и транспорта ОАО "Петро" (JTI) был выбран корреспондентом "ДП" для репортажа по нескольким причинам. <BR>Во-первых, производственный комплекс "Петро" - крупнейшее табачное производство в Петербурге и в России. <BR>Во-вторых, отдел хранения и транспорта является вторым по численности в компании и играет существенную роль в производственном процессе.