В Петербурге так и не удалось полностью заменить мигрантов в такси и доставке

Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"

Эпоха бесплатной доставки заканчивается. Из–за нехватки курьеров и водителей сервисам и таксопаркам приходится существенно повышать цены на свои услуги.

Хроника постепенного ввода всё новых и новых ограничений для рынка такси и доставки тянулась весь год. Сначала доставщикам на средствах индивидуальной мобильности урезали зоны передвижения. По центральным улицам Петербурга запретили ездить на велосипедах и самокатах с электродвигателем, а в разрешённых районах скорость была ограничена до 10 км/час.
Затем правительство города запретило иностранным гражданам работать по трудовым патентам курьерами и таксистами. В условиях дефицита кадров это существенно усложнило жизнь таксопаркам и службам доставки.

А кто работать будет?

На рынке сегодня нет достаточного количества кадров, чтобы заместить иностранных сотрудников, работавших по патенту, констатируют эксперты. Большинство россиян рассматривают такую деятельность скорее как подработку, которой можно заниматься время от времени.
Президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артём Соколов рассказал "ДП", что стоимость стандартной доставки продуктов из магазинов и готовой еды из кафе и ресторанов для жителей Петербурга в среднем по рынку увеличилась на 25%. Срочная доставка подорожала более чем на 40%. Подорожало и такси. Уже осенью эксперты фиксировали рост тарифов около 12%, а по прогнозам, в течение 2026–2027 годов они могут вырасти ещё на 20–30%.
По данным АКИТ, с начала года доля продуктов питания в общей структуре интернет–торговли в Петербурге снизилась на 3,8%, до 24%. Итогом года будут ещё более низкие показатели. Несмотря на сезон высокого спроса, компании не смогут в полной мере удовлетворять запросы петербуржцев из–за операционных и кадровых сложностей, с которыми столкнулись.
Ведущий аналитик направления логистики Data Insight Сергей Семко отмечает, что часть сервисов была вынуждена пересматривать зоны покрытия и временные слоты доставки.
"Многие потребители в праздники могут обнаружить невозможность заказа товара или сроки ожидания, к которым они не привыкли. Сервисы будут активнее привлекать на подработку людей, которые ранее доставкой не занимались", — утверждает он.
Снижение количества курьеров негативно повлияло на доступность услуги доставки для жителей города. Её стоимость будет расти, а время ожидания — увеличиваться, подтверждают в пресс–службе городских сервисов "Яндекса". Бизнесу приходится активнее подбирать и обучать новых курьеров, точнее планировать маршруты и слоты, развивать самовывоз, постаматы и опору на магазины у дома и дарксторы, чтобы покупатели получали заказы вовремя.

Ничего не привезут бесплатно

Эксперты сходятся во мнении, что рынок доставки ждут изменения. Например, можно будет наблюдать усиление роли пунктов выдачи заказов и самовывоза. Вырастет и значение собственных логистических мощностей у крупных игроков. Конкуренция будет смещаться в сторону операционной эффективности и способности работать в условиях ограниченных ресурсов.
Директор собственных онлайн–сервисов "Группы Лента" Софья Леина видит предпосылки того, что рынок постепенно будет уходить от бесплатных сервисов доставки и сборки. Это может замедлить его рост. Дефицит кадров, увеличение расходов и ограничения будут способствовать такому тренду.
По оценкам Data Insight, совокупное давление факторов 2025 года (кадровые ограничения, рост фонда оплаты труда, регуляторные меры и инфраструктурные сбои) увеличило себестоимость последней мили в Петербурге на 10–20%, а в пиковые периоды — до 25%.
"Это будет приводить к росту минимального чека для бесплатной доставки и постепенному переходу к платным сценариям для потребителей, росту стоимости там, где услуга уже давно платная", — полагает Сергей Семко.
Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская допускает, что быстрая доставка (до одного часа) станет платной, а у бесплатной сильно увеличатся сроки. Также, возможно, стоимость доставки будет зависеть от веса товара или суммы покупки.
Однако есть нюансы. Основатель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков напоминает, что на рынке проводились эксперименты, показавшие, что появление платы за доставку снижает число заказов.
"Россияне не настроены платить за этот сервис и не приучены это делать. Выходом из ситуации чаще всего является закладывание сервисами расходов в стоимость товара. Скорее всего, многие участники рынка будут двигаться по такому пути", — считает он.

Доверьте роботам

Общий кадровый дефицит усиливает интерес к технологиям и роботизации. Для российского ретейла это уже не эксперимент: по данным "Яндекс Роботикс" и "Промышленной робототехники", 78% компаний из сфер e–commerce, розницы и логистики создали команды по робототехнике. Решения из этой сферы в ближайшие 3 года могут автоматизировать до 30% операций в магазинах, распределительных центрах и дарксторах.
До недавнего времени роботов-доставщиков можно было увидеть только в Мурино
До недавнего времени роботов-доставщиков можно было увидеть только в Мурино
Автор: Аphotoframe123/Shutterstock/FOTODOM
"Пилотные проекты с роботами–доставщиками в Петербурге дополняют работу курьеров на части стандартизированных маршрутов последней мили и в горизонте 2–3 лет останутся именно дополнением, а не заменой человеческого труда, — считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов. — В ближайшие годы рынок доставки Петербурга будет развиваться эволюционно: сильный омниканальный постарается сохранить для покупателей привычный уровень сервиса, а технологии и роботизация шаг за шагом займут свою нишу, усиливая устойчивость и эффективность отрасли".
Одна из важных новостей конца года для Петербурга — появление на улицах роботов–доставщиков от "Яндекса", которые ранее уже работали в Москве. По информации на 18 декабря, к доставке роверами подключили уже 100 торговых точек.
Роботизация — это будущее рынка, но скорее в отдалённой среднесрочной перспективе. Для масштабной роботизации необходимо ввести десятки тысяч единиц техники, указывает Иван Федяков.
"Главная проблема инвестиций в этот рынок — отсутствие регуляторной базы. Нет понимания рисков и того, кто будет нести ответственность в случае нештатной ситуации. Пока инвестирует в роботизацию доставки только “Яндекс” на свой страх и риск, но у него очень сильный юридический отдел", — поясняет он.
И это не все преграды. Для масштабирования роботизированной доставки городу потребуется доработка инфраструктуры, обращает внимание основатель компании InnovaTransport эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов.
"Речь идёт о повышении доступности городской среды: снижении бортового камня, обеспечении треугольников видимости, расширении тротуаров, особенно с учётом зимних условий. Эти меры важны не только для роботов, но и для всех горожан", — считает он.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.