00:0026 апреля 200100:00
11просмотров
00:0026 апреля 2001
"Нет, ребята, я не гордый... Я согласен на медаль", - произнес в свое время скромный герой. Медаль, знак, ну, или, скажем, герб хотят иметь на своей груди абсолютно все, только некоторые в этом не признаются.
<BR><BR>"Нет, ребята, я не гордый... Я согласен на медаль", - произнес в свое время скромный герой. Медаль, знак, ну, или, скажем, герб хотят иметь на своей груди абсолютно все, только некоторые в этом не признаются.<BR>Маленький кругляшок благородного металла, как бы незаметно очутившийся на обшлаге пиджака, - весьма деликатный способ продемонстрировать окружающим свою значимость. Методику собственного прославления активно используют многие государственные и частные структуры. Данная страсть к символическому осмыслению специфики своего бизнеса идет на пользу бизнесу совсем другому - бизнесу, связанному с изготовлением так называемой геральдической продукции.<BR><BR><B>Цепь для губернатора</B><BR>Петербургским фирмам, занимающимся изготовлением гербов, знаков, медалей и др., удается привлекать самые разные слои клиентов - холдинги, просто "маленькие, но гордые" фирмы, вузы, а также граждан, которые не прочь "блеснуть".<BR>Предмет особой гордости петербургских "знаковых" производителей составляют высокопоставленные чиновники и госзаказы. <BR>"Мы делали инаугурационную цепь, орден и медаль для губернатора Ненецкого автономного округа. Работа требовала ювелирного литья. Минимальный срок изготовления такой вещицы - 2 месяца. Нам же нужно было уложиться за 3 недели. В итоге самолет с цепью улетел в НАО за 2 часа до инаугурации", - с удовольствием вспоминает генеральный директор ООО "Константа" Николай Шепель.<BR>"Последний интересный заказ, который у нас был, - серия монет к 225-летию Большого театра. Центробанк обращается к нам каждый месяц. Принимаем заказы и у частных лиц. В основном это ничем не выдающиеся люди, у которых есть деньги, чтобы изготовить золотые медали или знаки. Определяющими для нас являются требования заказчика, даже если нам они кажутся неуместными", - признался заместитель директора по режиму и кадрам Монетного двора Юрий Прохоренко.<BR>"Я только что получил заказ на знак для одной из общественных организаций, но ее название можно будет обнародовать только 27 апреля, после утверждения знака. Почетные знаки, такие, как делал Фаберже, я изготавливал 2-3 раза в жизни. Один подобный знак - пара тысяч долларов, и серия из 100-200 штук - достаточно дорогое удовольствие. А вот золотые значки делать приходилось, например, для московского казино "Космос" и местного "Конти", - сказал президент компании "Русское ювелирное искусство" Андрей Ананов.<BR><BR><B>Паровоз для фрака</B><BR>Конъюнктура геральдического рынка за последние 100 лет заметно изменилась. "Русский язык, на котором говорили наши деды и прадеды, отличается от нашего почти так же, как геральдика, например, XVIII века отличается от геральдики сегодняшнего дня. Если до революции функциональная геральдика была дворянско-родовой, то сейчас на первое место по значимости выступает государственная геральдика или геральдика территориальная", - считает Государственный герольдмейстер Российской Федерации Георгий Вилинбахов.<BR>По сравнению с 1917 годом заметно уменьшились обороты в дворянском сегменте геральдического рынка. Дело в том, что с графами и князями в Петербурге "напряженка". В Дворянском собрании Петербурга ныне состоит всего 73 человека. "Князья, графья, бароны в городе, безусловно, есть. Это определенные игры для взрослых. Да, действительно, было два-три заказа. Но до конца дело так и не дошло. Правда, мы сделали 50 полковых орденов Гренадерского полка. Кого ими наградили - я уже не помню. Орел там выполнял роль планки, а на этом орле был двухцветный флажок с красно-белой эмалью", - припомнил специалист по геральдическим знакам ООО "Константа" Константин Соколов.<BR>"От дворянских заказов бог миловал. Люди, имеющие настоящие исторические титулы, как правило, скромные и небогатые, и им это не нужно. До революции почетные знаки в России были очень распространены. Их заказывали все - Общество охотников, Красного креста и "черта в ступе". Фаберже делал их из серебра с небольшими золотыми деталями. Обязательно - эмалевые ленты и фирменная деталь. Хорошо помню знак Николаевской железной дороги - там был паровозик. За границей и сейчас приняты фрачные ордена - на обшлаг смокинга или фрака прикрепляется уменьшенная копия ордена. К нам это тоже придет - всему свое время. Сначала люди покупали телевизоры, машины и квартиры, а потом начали приобретать произведения искусства", - не теряет оптимизма Андрей Ананов.<BR><BR><B>Листики для якоря </B><BR>Большая часть знакового рынка находится в свободном творческом полете. Государственная геральдическая служба контролирует в основном опять-таки государственные структуры.<BR>"Мы проводим экспертизу тех геральдических знаков, которые создаются министерствами и ведомствами, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, и ведем государственный геральдический регистр. Вся государственная геральдика после нашей экспертизы утверждается либо указами Президента, либо постановлениями Правительства, либо ведомственными распоряжениями", - отчеканил Георгий Вилинбахов.<BR>В целом же специалисты отмечают, что ныне в моде смешение дореволюционной имперской, советской и национальной символик - грубо говоря, двуглавых орлов "скрещивают" с серпами и молотами.<BR>"Нелепость в геральдике часто бросается в глаза. Например, знак, который для меня до сих пор непонятен, - это знак Европейского университета - листочки, а внизу герб Петербурга", - сказал Константин Соколов.<BR><BR>Золото для "перцев"<BR>Миллионными тиражами ныне печатаются только военные знаки. Другие структуры заказывают, как правило, от 100 до 300 единиц отличия. Максимальный объем заказа редко переваливает за $10 тыс. В качестве знакового материала обычно выбирается серебро, золото или латунь. <BR>"Чаще всего заказывают нагрудные знаки фрачного исполнения - значок 10-15 мм, который крепится на кармашек пиджака. Встречаются богатенькие "перцы", которые хотят получить медали со своим портретом к юбилею. Самый трудоемкий этап - это скульптурная лепка: должно же быть хоть какое-то сходство", - поведал Константин Соколов.