00:0024 апреля 200100:00
23просмотров
00:0024 апреля 2001
На заседании Правительства РФ 19 апреля 2001 года были рассмотрены сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)
<BR><BR>На заседании Правительства РФ 19 апреля 2001 года были рассмотрены сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)<BR>Основные требования к экономической политике на среднесрочную перспективу сформулированы на основании выводов, сделанных в результате анализа факторов роста 2000 года. <BR> Основными приоритетами экономической политики в ближайшие годы должны быть:<BR>- сохранение и повышение конкурентоспособности российской экономики на внутреннем и мировых рынках;<BR>- осуществление структурных реформ с целью повышения эффективности реального сектора экономики, сокращения доли дотируемых и убыточных производств; <BR>- создание условий для роста инвестиционной активности и свободного перетока финансовых ресурсов. <BR>3. При этом должны выполняться также требования:<BR>- последовательного повышения уровня жизни; <BR>- поддержки, вовлечения и эффективного использования инновационного, интеллектуального и культурного потенциала страны;<BR>- завоевания экономических рынков развивающихся стран и расширения экономической торговли и технико-технологической кооперации с развитыми странами.<BR><B>Ограничения экономического характера</B><BR>1. Необходимость безусловного обслуживания государственного долга России, в т.ч. внешнего, в рамках достигнутых договоренностей с кредиторами.<BR>При отсутствии договоренности о реструктуризации долга Парижскому клубу нагрузка на бюджет по погашению и обслуживанию внешнего долга в 2001-2004 годах будет колебаться от $13 до $19,5 млрд, что в сравнении с более благоприятными условиями реструктуризации (с нагрузкой $10-11 млрд) равносильно понижению темпов роста ВВП на 1-2 процентных пункта.<BR>2. Проблема значительного физического и морального износа основных производственных фондов также будет накладывать существенные ограничения на возможные темпы роста экономики.<BR>Достаточно остро обстоят дела в электроэнергетике, газовой и нефтяной промышленности, магистральном транспорте, инженерной инфраструктуре.<BR>К 2000 году выработали парковый ресурс 17% мощностей электростанций России. Около 25% оборудования электрических подстанций также достигло предельного срока службы.<BR>В среднесрочной перспективе в условиях роста электропотребления столь малые масштабы ежегодного ввода мощностей грозят возникновением дефицита на внутреннем рынке и прямыми ограничениями для дальнейшего устойчивого развития экономики страны.<BR>3. Внешнеэкономический фактор продолжит играть стабилизирующую роль в формировании темпов и пропорций экономики в 2001-2004 годах.<BR>Ожидается сохранение сравнительно высоких темпов прироста мирового ВВП (на уровне 3%) и международной торговли (5-8%). Прогнозируется постепенное и умеренное снижение цен на нефть при относительно стабильном уровне цен на другие сырьевые товары, материалы и продовольствие.<BR>4. Развитие демографической ситуации.<BR>По прогнозу Госкомстата России, за 2002-2004 годы среднегодовая численность населения уменьшится на 1,5 млн человек и достигнет в 2004 году 142,2 млн человек.<BR>Сокращение численности населения по-прежнему будет обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся.<BR>Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте возрастет с 87,9 млн человек в 2002 году до 89,3 млн человек в 2004 году, т.е. на 1,4 млн человек.<BR>Прогнозируемые темпы экономического роста в 2002-2004 годах не приведут к адекватному увеличению численности занятых в экономике.<BR>С учетом изложенного в 2002-2004 годах сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом.<BR>Динамика экономического роста все в меньшей степени будет зависеть от конъюнктурных преимуществ секторов экономики, полученных за счет внешнего спроса и эффекта девальвации. Высокий внешний спрос на сырьевые ресурсы постепенно трансформируется во внутренний спрос по технологическим цепочкам смежных секторов экономики.<BR>Российская экономика стала более монетизированной. Приток валютной выручки экспортеров насытил экономику платежными средствами и за счет оживления платежеспособного спроса обеспечил значительное улучшение финансового положения предприятий. <BR>Это создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство.<BR><B>Основные направления экономической и социальной политики</B><BR>Бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике. <BR>В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, обеспечивающих рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности. Планируется последовательное снижение средневзвешенной и максимальной импортной пошлины, укрупнение товарных групп, будет усилен таможенный контроль.<BR><B>Бюджетная политика</B><BR>Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:<BR>- расходы государственного бюджета должны определяться исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности;<BR>- формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;<BR>- реализация программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.<BR>Управление государственным долгом предполагает снижение долгового бремени, сокращение расходов на его погашение и обслуживание, оптимизацию рисков, связанных со структурой государственного долга.<BR><B>Внешние займы </B><BR>Объемы погашения внешнего долга будут значительно превышать размеры внешних заимствований, что обусловит сокращение общей суммы внешней задолженности за период 2002-2004 годов более 10% ВВП.<BR>Будет продолжена политика отказа от использования связанных кредитов от международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм для закупок товаров и услуг.<BR><B>Налоговая политика</B><BR> Налоговая реформа будет реализовываться по следующим направлениям.<BR>1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет:<BR>- реформирования налогообложения прибыли предприятий и организаций, включающего либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, снятие ряда существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, связанных с извлечением прибыли, и пр.;<BR>- реформирования отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов):<BR>а) постепенная отмена налога с продаж, налога на покупку иностранной валюты, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налога на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;<BR>б) переход к взиманию экологического налога вместо сборов за загрязнение окружающей среды;<BR>в) переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;<BR>г) введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов вместо акциза на нефть;<BR>д) сужение перечня подакцизных товаров и видов минерального сырья, облагаемых акцизами;<BR>е) расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;<BR>ж) введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов. <BR><B>Амортизационная политика</B><BR>В связи с предполагаемым введением с 1 января 2002 года в действие главы 25 части второй Налогового кодекса в значительной степени будет решена проблема обеспеченности организаций финансовыми и инвестиционными ресурсами с одновременным упрощением процедуры начисления амортизации для целей налогообложения.<BR>Прежде всего будут пересмотрены принципы формирования норм амортизационных отчислений, которые будут установлены исходя из сроков полезного использования с учетом морального и физического износа. <BR><B>Ценовая и тарифная политика</B><BR>Одним из важнейших условий экономического роста в намеченных масштабах является постепенное снижение инфляции до уровня менее 10% в год.<BR>В электроэнергетике предусматривается введение раздельного учета затрат на производство и передачу электро- и теплоэнергии, планируется создание сети независимых производителей электроэнергии и обеспечение недискриминационного доступа к системам электроснабжения.<BR>В газовой отрасли цены на газ будут регулироваться на основе раздельного определения стоимости добычи и услуг по его транспортировке и распределению. <BR>По мере создания условий для деятельности независимых производителей (поставщиков) газа и развития конкуренции в сфере его добычи будет осуществлена либерализация цен на природный газ.<BR> Железнодорожные тарифы в монопольном секторе будут устанавливаться на основе единых недискриминационных принципов с учетом действия основных ценообразующих факторов, в конкурентном секторе - исходя из баланса спроса и предложения на рынках перевозок.<BR><B>Основные задачи инвестиционной политики государства </B><BR>1. Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики.<BR>2. Восстановление инвестиционного потенциала и развитие внутренних инвестиционных возможностей страны.<BR>3. Усиление инвестиционной направленности банковской сферы и укрепление кредитно-финансового потенциала инвестиционной деятельности.<BR><B>Основные направления промышленной политики</B><BR>Основными задачами государственной промышленной политики являются:<BR>- формирование эффективной организационной инновационно восприимчивой структуры промышленного производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и технического уровня производства; <BR>- восстановление и развитие технологических цепей по производству технически сложной продукции, имеющей реальные внутренний и внешний рынки реализации.<BR>Основными задачами инновационной политики являются:<BR>- активизация развития инновационной инфраструктуры для усиления научно-промышленного взаимодействия и сотрудничества, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов;<BR>- принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников финансирования (оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов).<BR><B>Естественные монополии </B><BR>Реструктуризация естественных монополий является основой снижения издержек и самих монополий, и потребителей их услуг, привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения их услуг в период возрастающего спроса на них.<BR>Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, необходимым для их надежной работы и удовлетворения платежеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат как самих естественных монополий, так и других российских товаропроизводителей.<BR>Это будет достигнуто за счет отказа от затратного принципа ценообразования на услуги субъектов естественных монополий, разделении тарифов на естественно монопольную и конкурентную составляющие.<BR><B> Социальная политика </B><BR>В соответствии с заданными сценарными условиями, экономический рост на 2002 год и до 2004 года дает предпосылки повышения реальной заработной платы около 7% в год при удержании инфляции на прогнозируемом уровне (113-108%). При этом фонд заработной платы может увеличиться в 2002 году на 21%, а в 2004 году - в 1,7 раза к 2001 году.<BR>Одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации является повышение уровня пенсионного обеспечения.