"Серый" импорт несет потери, но не сдается

Нынешний год проходит под знаком борьбы Государственного таможенного комитета РФ (ГТК) с недобросовестными импортерами.

<BR><BR>Нынешний год проходит под знаком борьбы Государственного таможенного комитета РФ (ГТК) с недобросовестными импортерами.<BR>Участники рынка перевозок пожинают плоды крестового похода против "серого" импорта - таможня рапортует о значительном увеличении объема поступлений в бюджет, участники ВЭД жалуются на ужесточение контроля за прохождением грузов. При этом грузооборот с каждым месяцем увеличивается.<BR><BR>Виктор Буров, директор ГП БСЗР "Росвнештерминал" :<BR>"Наверное, те результаты, на которые рассчитывал Государственный таможенный комитет, он не получил. Конечно, таможенники стали выявлять больше "серого" импорта, но говорить о том, что ситуация изменилась коренным образом, преждевременно. В то же время значительно усложнилась процедура досмотра на пограничных и внутренних таможнях. Еще больше увеличилось время оформление грузов. Например, на одной из таможен Северо-Запада, чтобы получить декларацию, необходимо собрать более 15 подписей!<BR>Также создан отдел по контролю за выпуском грузов. Вместо того чтобы добавить людей, таможня создала еще один контролирующий отдел. Теперь 5%-ная пошлина отнесена к их компетенции, каждый раз нужно ехать к ним и заверять все документы. Соответственно, неизбежны траты - как временные, так и финансовые.<BR>В связи с этим едва ли не теряется смысл работы таможенных брокеров. Ведь мы помощники таможни, а они постоянно берут с нас штрафы. С "серыми" брокерами таможня ничего поделать не может, зато нас, лицензированных, карает при каждом удобном случае. В этом отношении до европейских образцов нам еще очень далеко".<BR><BR>Виктор Макеров, начальник отдела продаж АОЗТ "Таможенный компьютерный сервис":<BR>"По сравнению с прошлым годом на таможенных постах действительно произошли серьезные изменения.<BR>Очередная попытка таможни прижать "серых" импортеров стала наиболее успешной по сравнению с предпринимавшимися ранее. Но одним из последствий этих действий стало значительное увеличение времени на проведение таможенного оформления.<BR>Более строгий подход таможни к проверке всех документов заставляет участников ВЭД и их иностранных партнеров учитывать новые факторы. Процедуры таможенного оформления оказывают все большее влияние на условия заключаемого контракта, оформление товаросопроводительных документов, формирование партий товаров, вид транспорта, прохождение через пункты пропуска и т. д.<BR>Таким образом, приходится принимать во внимание не только коммерческие и транспортные особенности, но и ориентироваться на "безболезненное" прохождение таможенного оформления. В противном случае оформление груза может затянуться и привести к длительным разбирательствам с таможенными органами.<BR>Но в отличие от Москвы, где под жесткий контроль попадают все участники ВЭД, независимо от их "стажа" и репутации, у нас в регионе возобладал более взвешенный подход. Добросовестные импортеры, перечень которых определяет таможня, имеют некоторые преимущества.<BR>Но, несмотря на все предпринимаемые таможней меры, лазейки для "серых" схем остаются. Согласно опросу, которой мы проводили, около 15% участников ВЭД считают, что у таможни не получится коренным образом изменить ситуацию и все останется по-прежнему".<BR><BR>Дмитрий Кадомский, заместитель генерального директора по маркетингу АООТ "Совавто-Санкт-Петербург": <BR>"Все приказы Государственного таможенного комитета, которые были направлены на борьбу с "серыми" схемами, вкупе с действиями АСМАП, значительно усложнили жизнь автоперевозчикам. Увеличилось время оформления грузов, образовались огромные очереди на границах, в Москве машины простаивают порядка 10 дней. Я согласен - ужесточать контроль за оформлением грузов необходимо, но нужно это делать правильно и согласованно.<BR>"Серые" схемы сегодня действительно перекрываются, но более жесткий подход ко всем участникам внешнеэкономической деятельности без разбора существенно усложняет работу тем, кто строит свой бизнес официально.<BR>В сложившейся ситуации под усиленный контроль подпадают все - и таможня просто не может оперативно обслужить перевозчиков. <BR>Вряд ли стоит говорить и о значительном увеличении грузопотоков, так как эффективность перевозок значительно снижается в связи с простоем транспорта, что, в свою очередь, ведет к снижению денежного оборота".<BR><BR>Александр Карпунов, и.о. начальника Балтийской таможни:<BR>"Бороться с "серыми" брокерами можно только путем ужесточения контроля за таможенным оформлением.<BR>Например, еще в 2000 году был создан отдел таможенного оформления, у которого есть свой план работы. Осуществляется повторный досмотр, выявляются случаи недостоверного декларирования.<BR>В целом можно сказать, что ситуация на таможнях медленно, но меняется.<BR>В качестве примера можно привести следующие цифры: по информации Государственного таможенного комитета, до 90% мясопродуктов оформляются легально. Так, за 2000 год в Россию было ввезено 522 тыс. тонн мяса птицы. А в этом году только за I квартал оформлена почти половина этой цифры.<BR>Мы стараемся облегчить деятельность тех, кто работает честно, например оформлять их товары вне очереди.<BR>Что касается нынешней ситуации, да, сроки оформления несколько увеличились. Но связано это прежде всего с тем, что мы исчерпали свои кадровые резервы и работаем на пределе. Кадровый состав Балтийской таможни долгое время не пополнялся". <BR><BR>Наталья Багаева, директор "Ассоциации экспедиторов Санкт-Петербурга":<BR>"Для импортеров, которые работают "вчистую", процедура оформления стала даже проще - это следствие движения вперед за счет новых технологий. Так как к тем, кто ведет бизнес легально, всегда существует нормальное отношение.<BR>Некоторые проблемы есть, но они не существенные. В конце концов, если все так плохо, то почему регулярно растет грузопоток? Мне неизвестны случаи, чтобы кто-то уходил с этого рынка.<BR>Естественно, всем хочется, чтобы их оформляли быстро и дешево. В данной ситуации необходимо выработать единую политику контролирующих органов, которая уменьшила бы временные затраты грузовладельцев.<BR>Таможня должна централизовать этот процесс. Ведь если каждая служба будет все досматривать, это неминуемо повлечет увеличение сроков досмотра товаров.<BR>Проблема в том, что в нашем таможенном законодательстве не прописано четко - кто чем должен персонально заниматься.<BR>То же самое касается приказов ГТК, которые влекут те или иные ограничения. За каждым из таких приказов отчетливо видно - кто и зачем его лоббировал.<BR>Это имеет большое значение и в борьбе с "серым" импортом - пока не будет единой комплексной системы, недобросовестные импортеры будут работать".<BR><BR>Александр Головырцев, генеральный директор ООО "Север - ТТ": <BR>"Для нашей компании мало что изменилось, так как мы не рискуем своей лицензией и работаем исключительно с участниками ВЭД, которые ведут добросовестный бизнес. Приказы ГТК не внесли больших изменений в работу импортеров, единственное - по некоторым группам увеличился срок выпуска товаров.<BR>Также несколько удлиннилась процедура оформления товаров. Это связано с дополнительными мерами контроля на таможне. В целом же для тех, кто в своем бизнесе не использует "серые" схемы, не изменилось практически ничего".<BR><BR>Александр Чебаев, начальник Северо-Западного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни:<BR>"Сроки таможенного оформления увеличились. Например, по сравнению с октябрем-ноябрем прошлого года, в первый день на таможенных постах оформление уменьшилось примерно на 30%.<BR>Быстро оформить товар сложно еще и потому, что посты находятся на удаленном друг от друга расстоянии, что, естественно, требует временных затрат.<BR>В какой-то степени увеличение сроков таможенного оформления связано и с рядом приказов ГТК. Насколько эти приказы эффективны, пока что сказать сложно, но, очевидно, в полной мере они не могут обеспечить гарантию успешной борьбы с недобросовестными участниками ВЭД. <BR>С другой стороны, если бы участникам ВЭД действительно "закрутили гайки", это бы непременно сказалось на объемах перевозок. Но в том-то и дело, что они как минимум остались на прежнем уровне. В среднем в день мы обслуживаем 100 декларантов".<BR><BR>Константин Шаршаков, ведущий специалист - заместитель начальника представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу РФ:<BR>"Сейчас сроки оформления грузов увеличились, так же как и финансовые затраты. Для автомобильных перевозчиков усиление контроля на границе имеет ряд положительных моментов, и мы это приветствуем. Главное, чтобы это была нормальная, упорядоченная процедура, так как иногда возникают разного рода чрезвычайные ситуации. Так было в Москве в начале этого года, нечто подобное происходит и у нас в ситуации с запретом ввоза мяса.<BR>Но, думаю, проблема не в том, что плохо работают перевозчики, отправители и получатели грузов, а в том, что неэффективна система таможенно-тарифных отношений.<BR>Нужно внедрять современные электронные технологии, это бы значительно уменьшило время прохождения грузов. Насколько эффективна будет борьба Государственного таможенного комитета с "серыми" импортерами, сказать сложно.<BR>Здесь еще многое зависит от самой таможни - такое ощущение, что некоторые приказы разрабатывают люди, весьма далекие от практики.<BR>Взять хотя бы недавно приостановленный Приказ ГТК №25 об ограничении пунктов пропуска азиатских товаров. У представителей бизнеса он ничего, кроме смеха, вызвать не мог, так как все потоки импорта были бы переориентированы в течение 2 недель".<BR><BR>Валерий Глыздов, эксперт ООО "СТМ":<BR>"Состояние импортеров, которое они переживали в I квартале этого года, можно охарактеризовать одним словом - шок. Но, несмотря на ужесточение контроля, товарооборот только растет - это значит лишь одно: пока этот бизнес приносит прибыль, он будет работать.<BR>Меры, направленные Государственным таможенным комитетом на борьбу с "серым" импортом, значительно осложнили жизнь официальным импортерам, но никак не тем, кто работает по "серым" схемам. И вряд ли потоки "серого" импорта уменьшатся, до тех пор пока ГТК будет действовать подобными методами.<BR>Сегодня импортеру, чтобы официально оформиться, необходимо минимум 2 недели. "Серые" дилеры это делают за 3 дня - естественно, клиенту выгоднее работать с ними. На мой взгляд, вся эта борьба с "серым" импортом имела вторичные цели. Главная цель, которую преследовал ГТК, - это увеличение задания по поступлению средств в бюджет.<BR>На днях Госдума РФ преодолела вето на запрет Президента РФ на закон, который запрещал экспорт лома цветных металлов до 2005 года. Для ГТК это неминуемо означает многомиллионные потери. Я не сомневаюсь, что в ближайшее время ГТК найдет чем восполнить этот "пробел", например за счет расширения перечня товаров по контролю за ценами".<BR>