Игры петербургских чиновников

После того как полпред Президента РФ Виктор Черкесов привез благую весть о соответствии местных законов федеральным, администрация города приступила к увлекательной настольной игре "Менеджер".

<BR><BR>После того как полпред Президента РФ Виктор Черкесов привез благую весть о соответствии местных законов федеральным, администрация города приступила к увлекательной настольной игре "Менеджер".<BR>По правилам этой игры, за каждым изменением в структуре управления городом стоит контроль над денежными потоками. <BR>Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон "О структуре администрации Петербурга" висит на волоске. В эту среду будет проведено повторное голосование в Законодательном собрании (ЗС). После чего он может быть отправлен на согласование губернатору.<BR><BR><B>Сделайте мне красиво</B><BR>Формально инициатива законопроекта исходила от вице-губернатора Михаила Михайловского. В структуре канцелярии Михаил Михайловский, возглавляя Юридический комитет, находится под началом другого вице-губернатора - Юрия Антонова, который руководит канцелярией губернатора. Соответственно, и бухгалтерию приходится делить на двоих. Вероятно, поэтому он решился на "пластическую операцию" комитета в надежде на самостоятельное юридическое лицо, контроль за информационными потоками, а также на новое имя. Юридический комитет хотели превратить в Административно-правовой. Возможно, это сложное название подвигло депутатов к лингвистическим действиям. В итоге они предложили разбить имя на две части, отдав первую Михайловскому, а вторую оставив при канцелярии губернатора. Некоторые депутаты считают, что вся эта затея связана только с психологическими трудностями, которые испытывает Михайловский, не попавший "под крыло" губернатора, и его инициатива только зря отнимает время народных избранников.<BR>Точно так же и канцелярия, обслуживающая губернатора, может лишиться контроля за деятельностью Комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга, если комитет станет самостоятельным (это вынес на обсуждение Михайловский). А в ожидании федеральных денег лоббирование по отделению комитета может продолжаться. Другие тандемы, которые предложил Михайловский, а затем депутаты (например, объединить в одно подразделение природопользование и охрану окружающей среды), также могут иметь косвенные последствия для заинтересованных комитетов. При установке на сохранение общей численности администрации различные объединенные комитеты освобождают "штатные единицы" для других.<BR><BR><B>Не зашивайте карман</B><BR>Депутаты бурно отреагировали на "передел" и решили вмешаться в полномочия некоторых комитетов. Например, от Комитета по делам семьи, детства и молодежи они "отобрали" семью и детство, отдав их в Комитет по труду и социальной защите населения. Похоже, это единственная рокировка, которая может быть обоснована. По словам депутата ЗС Натальи Евдокимовой, сложности заключались в расхождениях между названиями министерства и Комитета по делам семьи, детства и молодежи. "Федеральные деньги часто приходилось отправлять сначала в Комитет по труду и социальной защите, а потом уже в Комитет по делам семьи, детства и молодежи. При этом деньги доходили с некоторой "погрешностью", - говорит Наталья Евдокимова.<BR>Кадровая перестановка может служить подоплекой поправок в Комитете по потребительскому рынку. Депутаты намерены соединить его с Комитетом экономики и промышленной политики. "Министерство торговли тоже ведь было ликвидировано, и полномочия обоих министерств (экономики и торговли) перешли в одни руки - Грефу, - говорит начальник апппарата председателя Комитета по потребительскому рынку Наталья Егорова. - Поэтому у нас есть федеральный пример. А вообще, у Комитета по потребительскому рынку было уже столько названий... Ничего не изменится, кроме того, что появятся общая канцелярия и бухгалтерия". По ее словам, это почти не отразится на комитетах, поскольку оба и так курирует один вице-губернатор - Анатолий Алексашин. Несмотря на это, в случае объединения ряд функций председателя Комитета по потребительскому рынку может перейти Алексашину. В том числе в руках вице-губернатора окажется соблазнительный рычаг, связанный с распределением ряда заказов.<BR><BR><B>Частные полномочия</B><BR>На "федеральной" волне комитеты начинают перетягивать полномочия - каждый на свою сторону. К примеру, заметно оживилась ситуация и вокруг городской собственности, которой пока распоряжается только КУГИ. Еще в прошлом году на права КУГИ в ряде вопросов пытался посягнуть Комитет по строительству. И от строителей также можно ожидать активности, учитывая недавний конфликт внутри СПб ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" - агента КУГИ по распродаже городских метров. Конфликт разгорелся между профсоюзом (созданным фактически для огласки конфликта) и директором фонда Людмилой Кулешовой. Профсоюз обвинял ее в некомпетентности, кадровых вольностях и сокращении доходов для города. <BR><BR><B>Главный игрок</B><BR>Посильную лепту в общую игру пытается внести и губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Он намерен подписать распоряжение, запрещающее устанавливать рекламу на набережных рек и каналов города. Неформальной причиной послужил стенд с рекламой Ariston на Петровской набережной. Долгие годы красовавшаяся на крыше дома реклама визуально оказалась выше установленного на резиденции полпреда Президента Виктора Черкесова флага России. Исправление такого "безобразия" имеет и обратную сторону: подписав распоряжение, Яковлев лишит дополнительного дохода Минтранс, которому, по принятому Кодексу водного транспорта, перешли территории, прилегающие к водным путям. Независимые консультанты, оценивая эту ситуацию, сказали: "И правильно! Нечего деньги на федеральный бюджет переводить, самим мало".<BR><BR><B>Хрупкая вертикаль</B><BR>Со времен Собчака структура управления городом была создана "под" его главу, который мог единолично распоряжаться данной ему властью. Правительство города не входило в администрацию, оставаясь на положении совещательного органа и реально почти не влияя на положение вещей, поскольку финансовые потоки могли проходить лишь сквозь пальцы реального управляющего. Такая структура сохранилась во времена Яковлева. <BR>По федеральному законодательству, правительство Петербурга должно обрести юридический статус со всеми вытекающими правами, что может существенно ослабить влияние губернатора. В преддверии предстоящих событий вице-губернаторы не могут не заботиться о своем статусе и будущих финансовых потоках.<BR>Что нужно изменить в структуре администрации СПб?<BR>Вячеслав Заренков, генеральный директор ЗАО "ЛенСпецСМУ":<BR>"В любой администрации, управляющей регионом, городом или страной, главное - единая команда. В администрации Петербурга команды не наблюдается. <BR>Каждый из комитетов и председателей работает сам за себя. Если же появится команда, такие детали, как структурные изменения, окажутся уже не так важны".<BR><BR>Владислав Скопцов, директор ООО "Корпус-консалтинг":<BR>"Прежде всего нужно было на практике делать то, что предложил Греф: ввести принцип "одного окна". <BR>Представьте сами: мы и администрация города - несоизмеримые вещи. Диалога и реальной помощи от администрации быть не может при такой структуре. <BR>Что касается инвестиций в производство, можно было сделать следующее: при одном из комитетов (например, Комитете по экономике и промышленной политике) создать агентство по защите инвестиционных структур. Предприниматель, который решил открыть свое предприятие, должен обращаться в это агентство, которое за него обязано выполнять всю формальную организационную работу: лицензирование, сертифицирование, согласование с пожарными службами, СЭС и т.д. Это вполне отвечало бы принципу "одного окна", которое легче контролировать. Кроме того, я убежден: с государственными органами должны заниматься согласованием именно государственные органы. Кстати, такая система прекрасно работает в Китае". <BR><BR>Владимир Дорофеев, генеральный директор аудиторской фирмы "Проминвестаудит":<BR>"Мне кажется, что все зависит не от структуры, а от того, насколько в ней представлены профессионалы. <BR>Как в басне: "А вы друзья, как ни садитесь..." В Петербурге почти нет профессионалов - они сейчас в основном уезжают в Москву. В правительстве города происходит слишком много структурных перестановок: каждый вновь приходящий стремится инициировать различные изменения. <BR>При этом, как правило, перестройка происходит ради самой перестройки. Ее эффективность и мотивировка с точки зрения менеджмента стоит под вопросом". (Н.У.)<BR><BR> <BR>