Финансовая разведка будет строгой, но справедливой

В конце прошлого года Президент России сообщил общественности о намерении создать службу финансовой разведки.

<BR><BR>В конце прошлого года Президент России сообщил общественности о намерении создать службу финансовой разведки.<BR>На закончившейся в минувшую субботу встрече министров финансов и глав Центробанков "большой семерки" вице-премьеру Правительства Алексею Кудрину напомнили о необходимости скорейшего принятия мер по борьбе с "отмыванием" преступных капиталов.<BR>Главным разработчиком нормативной базы для работы новой структуры стал Юрий Львов, еще один петербуржец, рекрутированный во власть. Он получил должность заместителя министра финансов. За включение финансовой разведки в свои структуры ведут подковерную борьбу Государственный таможенный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и Министерство финансов РФ. Последнее имеет больше шансов на победу, а Юрий Львов в этом случае будет курировать работу финансовой разведки. Он рассказал "ДП" о принципах ее работы.<BR><BR>- Какие задачи Вас призвали решать в Правительство?<BR>- Сегодня департамент валютного контроля занимается прежде всего разработкой изменений и дополнений к Закону о валютном регулировании 1992 года и работой над законопроектом "О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем". Эти два документа должны в первом полугодии пройти Госдуму. Наша задача выполнена, мы прошли все согласования.<BR>За последние 10 лет такие законы появились в странах с развитой экономикой. Это было вызвано глобализацией фондовых и товарных рынков, а также тем, что ежегодно теневой бизнес зарабатывает, по некоторым оценкам, до $600 млрд и пытается легализовать их. В 90-х годах на основе подобных законов во многих странах сформированы аналитические службы (неудачное название финансовой разведки). В нашем проекте закона предусмотрено создание уполномоченного органа, но это не финансовая разведка, а финансовый мониторинг, который обеспечивают профессиональные экономисты и финансисты, обладая массивом информации, проходящей через ЦБ, коммерческие банки, налоговые органы, таможню. Наша задача - объединить все базы данных и обеспечить макроэкономический анализ, что позволит создавать преграды для движения и легализации преступных доходов.<BR><BR>- Какого рода преграды Вы имеете в виду?<BR>- Международный опыт, с которым мы ознакомились (такие службы существуют в США, Канаде, Австралии, в странах Европы), предусматривает контроль движения сумм от $10-15 тыс. Такие переводы должны внимательнее рассматриваться теми финансовыми структурами, через которые они проходят. В случае обнаружения подозрительных признаков информацию об операции финансовый институт передает, условно, в финансовую разведку, которая, в свою очередь, проводит анализ движения таких денег и, в случае серьезных подозрений, передает данные в правоохранительные органы. Те проводят следственные действия и доводят дело до суда. Все это происходит в тайне от владельца проверяемых средств, ответственность несут банковские служащие и чиновники.<BR><BR>- Какова будет ответственность банковских служащих за недонесение, а чиновников - за разглашение информации?<BR>- В ряде стран за разглашение информации клиенту о том, что им интересуются госслужбы, предусмотрена уголовная ответственность до 2 лет и штраф до $250 тыс. У нас ответственность каждого участника на первом этапе будет менее жесткая. Если сегодня Центральный Банк только рекомендует, завтра дело встанет на законодательные рельсы, что позволит руководству банка требовать от сотрудника "доносить" на клиента. Закон усилит ответственность банка. Меру ответственности нам еще предстоит определить.<BR>Здесь важно понимать, что у нас искаженное представление о банковской и государственной тайне. Перед государством ни у кого не может быть секретов, оно создано налогоплательщиками, чтобы обеспечить правила жизни, которые они же, налогоплательщики, и требуют для своей безопасности и комфорта. <BR>Для негосударственных структур, конкурентов информация должна быть тайной. На этом основаны системы финансовых служб развитых стран. Они к этому пришли осознанно, понимая, что должны защищать общество от проникновения криминального капитала. И здесь обычных инструментов недостаточно. Да, закон вызывает различные толки, пугая словом "разведка". Но пока другого инструмента не найдено. Наверное, когда появятся мощные компьютерные технологии, которые позволят определять криминальное происхождение денег, мы не будем пользоваться такой системой.<BR><BR>- Кто будет допущен к информации о финансовых потоках?<BR>- На первом этапе доступ будет ограничен одним-двумя министерствами, постепенно он расширится до других структур - тех, что претендуют на контроль над финансовой разведкой. Но все эти министерства станут заниматься анализом только в своей сфере. В результате это позволит нам создавать благоприятные условия по всему экономическому полю для цивилизованного бизнеса, с тем чтобы его не смешивали с криминальными деньгами.<BR><BR>- И Запад требует от России создания финансовой разведки.<BR>- Да, этот орган нужен нам в международных отношениях. Мы - в числе 15 стран, не имеющих системы контроля, хотя это не совсем так. В России есть определенная законодательная база и контроль производится. Другое дело, что он ведется локально - коммерческие банки, Центробанк контролируют финансовые потоки каждый на своем участке. Но общей системы - когда и по каким признакам ты обязан сообщить в соответствующую структуру о движении подозрительных денег, нет. Международные финансовые институты постоянно спрашивают, когда же мы введем законодательную базу против легализации преступных доходов. Все эти службы между собой координируются так же, как и система Интерпола, что позволяет быстро перекрывать каналы криминальных капиталов. Россия пока остается слабым звеном в этой международной системе. Но у нас есть еще и свой интерес - совместными усилиями противодействовать "отмыванию" российских денег на Западе. Этот вопрос постоянно искусственно раздувается. Хочется спросить наших западных коллег: "У вас что, не работает система?" Есть ощущение, что и там контроль недостаточен. Россияне покупают виллы на лазурных берегах, и зачастую финансовые разведки в Европе имеют информацию о том, что в России покупателями не уплачены налоги. Но главное - финансовая разведка нужна внутри страны. Еще одна задача этой службы - предотвращение преступлений против бюджета. Мы знаем о фактах нецелевого использования средств, задержках бюджетных денег в коммерческих структурах. Теперь сделать это будет намного труднее.<BR><BR>- Кому будет подчиняться финансовая разведка?<BR>- В разных странах подчинение по-разному построено, в зависимости от истории развития процесса. В ряде стран такая служба создана при Генпрокуратуре, в других - при Министерстве юстиции, но в основном эти службы создавались при Министерстве финансов. В России именно Минфин должен создать такую структуру, потому что он имеет первоначальную базу в виде казначейства. Также у нас находится система валютного контроля и Контрольно-ревизионное управление. Только Минфин среди претендентов имеет право законодательной инициативы, в этом его отличие от фискальных органов. Все это позволяет создать финансовую разведку в более короткие сроки и с наименьшими издержками. Далее мы "сядем" на информационные массивы таможни и налоговых органов. Конечно, будут определенные материальные затраты, но они значительно ниже, чем если бы эта структура создавалась как самостоятельная при Правительстве (такой вариант тоже возможен) или при любом другом министерстве.<BR><BR>- Как введение системы контроля скажется на банках, которых Вы обяжете предоставлять информацию о клиентах?<BR>- Мы обяжем не только банки, но всех, кто занимается передвижением денежных средств. Все они должны будут защищать информацию о клиенте от несанкционированного доступа и в то же время информировать государственные структуры о подозрительных вещах. Таким образом, коммерческие структуры сохранят свой имидж. С другой стороны, можно создать множество процедур, которые начнут сдерживать движение средств по счетам, и здесь нужно быть очень осторожными. На Западе финансовые разведки имеют право без разрешения прокуратуры и без постановления суда останавливать движение по счету на 24 часа в случае появления подозрений. Мы пока на это не претендуем, понимая неготовность общества к проведению таких мероприятий - они могут быть использованы не в тех целях. Вопрос серьезный, и мы будем ужесточать законодательство. Все мы должны понимать, что это делается в интересах общества. Понадобится большая воспитательная работа.<BR>В период развития собственности и рынка понимание ответственности за тайну по отношению к бизнесу, его средствам очень размытое, и зачастую люди неосознанно делятся информацией, не понимая, что за этим стоят серьезные вещи. Нужно приучать все общество к сохранению коммерческой тайны, в том числе и чиновников. Это вопрос культуры, и мы ее должны формировать.<BR>Самое главное - новая структура будет заниматься не разведывательной, а аналитической работой. Ее задача - быстро реагировать на изменение экономической среды, с тем чтобы бизнес эффективно развивался. Она будет действовать в интересах бизнеса, а не бюрократического аппарата.