00:0016 февраля 200100:00
56просмотров
00:0016 февраля 2001
Стремление налоговой службы уйти от возмещения налога на добавленную стоимость по экспорту противоречит закону, и споры вокруг операций, проведенных до 01.01.2001, будут актуальны еще не менее трех лет: таков срок исковой давности.
<b>Стремление налоговой службы уйти от возмещения налога на добавленную стоимость по экспорту противоречит закону, и споры вокруг операций, проведенных до 01.01.2001, будут актуальны еще не менее трех лет: таков срок исковой давности.</b><br>Позицию налоговиков достаточно четко выразила статья советника налоговой службы Валерия Соловьева «Возмещение НДС экспортерам до 01.01.2001 незаконно» («ДП-Консультант» №9 за 2000 г.). Но, думается, с этой точкой зрения вряд ли кто-то согласится.<br><br><b>Суть аргументов против возмещения</b><br>Автор упомянутой статьи делает вывод о незаконности возмещения экспортерам налога на добавленную стоимость в силу того, что до вступления в действие второй части Налогового кодекса для возмещения отсутствует правовая база. При этом он справедливо указывает, что применение инструкции Госналогслужбы №39 о порядке исчисления и уплаты НДС неправомерно в тех случаях, когда инструкция устанавливает правила, не основанные на законе. А поскольку в законе об НДС, применяемом к экспортным поставкам, нет указания на возмещение НДС экспортерам, то и применение норм инструкции о возмещении НДС, по мнению автора, незаконно.<br>Далее автор утверждает, что согласно статье 3 Закона об НДС объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а согласно п.1 статьи 5 этого же Закона от НДС освобождаются экспортируемые товары, работы и услуги.<br>Ключевой тезис статьи: «нельзя возмещать НДС по освобожденным от этого налога товарам (работам, услугам), поскольку такое возмещение производится по несуществующему объекту налогообложения».<br><br><b>Тем не менее закон есть закон</b><br>В своих рассуждениях автор исходил из заведомо ложного убеждения, что для возмещения НДС отсутствуют правовые основания. Но, к счастью для экспортеров, это не так: возмещение НДС прямо предусмотрено законом.<br>Согласно ст. 7 Закона об НДС сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.<br>Пункт 3 ст. 7 Закона об НДС гласит: «в случае превышения сумм налога, по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период». <br>Абзац 2 пункта 3 прямо указывает: «Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется: при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктами «а», «б» и «я.4» пункта 1 статьи 5 настоящего Закона...». Вспомним, что и подпункт «а» пункта 1 статьи 5 говорит об экспортных товарах, работах и услугах.<br>Таким образом, возмещение НДС производится не на основании инструкции, как доказывает Валерий Соловьев, а на основании прямого указания в Законе. Инструкция в этом вопросе закону не противоречит, а лишь пересказывает его нормы.<br>Утверждение о возмещении НДС по несуществующему объекту налогообложения не верно. Согласно закону возмещению подлежит не «несуществующий объект налогообложения», а сумма НДС, реально уплаченная поставщикам экспортера. В привязке к тексту ст. 7 Закона о НДС можно сказать, что экспортеру возмещается разница между суммами НДС, которые он уплатил своему поставщику, и суммами НДС, которые он мог бы получить (но не получил), будь покупатель экспортера плательщиком НДС. При этом юридически не имеет значения, получил или не получил и почему не получил сумму НДС экспортер от своего зарубежного партнера. И не важно, была ли ставка НДС равна нулю (как с 01.01.2001), или просто не было объекта налогообложения. В обоих случаях разницей, возмещаемой экспортеру по закону, будет сумма, равная сумме НДС, которая уплачивается поставщику.<br><br><b>Существует ли двойная льгота</b><br>Никакой двойной льготы на самом деле нет. Экспортер покупает товар на внутреннем рынке, уплачивает цену товара и НДС. Затем платит таможенные пошлины и продает товар за рубеж. После пересечения товаром границы НДС возмещается. На практике — не через десять дней после подачи заявления, как предписывает закон, а в результате долгого вымаливания у налоговиков или арбитражных споров. <br>Причем, НДС возмещают в той сумме, которую он ранее уже уплатил, а отнюдь не в двойном размере. Возмещаемая сумма могла потерять в весе из-за инфляции, деньги надолго были выведены из оборота, к тому же таможенные расходы могут быть не меньше возмещаемого НДС. Возмещение этого налога — не подарок, а лишь компенсация потерь из-за налогово-таможенной политики государства.<br>Возьмем конкретный пример. Предположим, экспортер купил товар за 100 руб. плюс 20 руб. НДС. Продал российскому покупателю за 150 руб. плюс 30 руб. НДС. Финансовый результат от реализации 50 руб (180 — 120).<br>Но вот покупателем выступает зарубежная организация. Она купит тот же товар без НДС за 150 руб., экспортер же при отсутствии возмещения получит доход только 30 руб. (150 — 120). А ведь надо учесть и таможенные пошлины. Только если экспортер получит дополнительно 20 руб. в виде возмещения по НДС, рентабельность экспортной операции может приблизиться к рентабельности аналогичной товарной операции внутри России. При пошлине в 10 руб. финансовый результат от экспорта составит 40 руб. И то предприятие выйдет на эту цифру не раньше чем через полгода, когда налоговые органы реально возместят НДС. Как известно, деньги, полученные «завтра», стоят гораздо меньше, чем полученные «сегодня». <br>Поэтому уместно говорить не о «двойной» льготе, а о частичной компенсации государством убытков или недополученной прибыли от экспортной операции.<br><br><b>Интересы государства</b><br>Государственный интерес при возмещении НДС больше страдает от незаконных действий или противоправного бездействия самих налоговых органов. Экспортеры видят, что налоговые органы не возмещают им НДС по надуманным, не предусмотренным законом основаниям (нет решения комиссии, поставщики не заплатили и поэтому якобы нет базы для возмещения НДС), либо возмещают налог не через 10 дней, как положено по закону, а через год. В результате желание соблюдать закон даже у самых законопослушных налогоплательщиков пропадает.<br>Деньги, выведенные стараниями налоговиков из оборота предприятия-экспортера на гораздо более долгий срок, чем это могло быть при соблюдении закона, в следующий раз вряд ли будут вложены в российскую экономику.<br>Государственный интерес заключается как в укреплении правосознания налогоплательщика, так и в вовлечении валютных средств в экономику страны. Нарушения закона со стороны налоговых органов, в частности проволочки с возмещением по НДС, не только способствуют оттоку ресурсов из России, но и препятствуют развитию правосознания граждан.<br><i><b>Алексей Дегтярев, главный юрисконсультатнт "Объединенной Консалтинговой Группы</b></i>