00:0020 декабря 200000:00
32просмотров
00:0020 декабря 2000
На российском рынке офисной техники и компьютеров активно действует группа участников, ориентированных на бережливых клиентов. Это торговцы подержанной техникой.
<BR><BR>На российском рынке офисной техники и компьютеров активно действует группа участников, ориентированных на бережливых клиентов. Это торговцы подержанной техникой.<BR>Сами они считают, что их рынок так же бесконечен, как и у продавцов новинок. И перспективы его далеко не исчерпаны, потому что предложение пока еще меньше спроса, хотя количество участников рынка неуклонно растет.<BR><BR><B>Считают только свое</B><BR>Ни одно из предприятий, опрошенных ИАГ Giraffe, не смогло определить объем петербургского рынка подержанной техники. Это можно объяснить ростом рынка и его сильной дефрагментацией. Ремонтом и оснащением компьютеров ("апгрейдом") занимаются преимущественно небольшие фирмы. Менеджер ООО "АИР" Алексей Степанов считает, что таких компаний с численностью сотрудников пять-семь человек в городе около 70, а Анатолий Крылов из ООО "Матрица" (торговая марка "Бистинг") убежден, что фирм на вторичном рынке сотни, а еще сюда нужно добавить частных умельцев, которые учету вообще не поддаются.<BR>Крупных компаний на рынке вторичной офисной техники просто нет: они могут найти более прибыльное дело. Правда, если постоянный клиент обратится к своему поставщику новой техники с необычной просьбой подобрать несколько подержанных экземпляров, ему не откажут. <BR>Менеджер фирмы "Берег" Максим Мичурин предполагает, что объем вторичного рынка все же меньше, чем рынка новой техники, потому что предложение бывших в употреблении (б/у) изделий очень мало - значительно меньше спроса на них. И все же можно предположить, что объем рынка вторичной техники составляет не менее $1 млн в год.<BR><BR><B>Благородная бедность</B><BR>Покупатели офисного б/у оборудования чаще всего люди (или фирмы) небогатые либо рациональные. Начальник технического отдела ООО "Сезам" Дмитрий Бородин считает, что тех и других среди покупателей поровну.<BR>Рационалисты, среди которых преобладают частные лица, начинающие и маленькие фирмы, обычно прекрасно осознают, какая техника должна быть новой, а какая - не обязательно. И какого класса. Менеджер ООО "Свега Про", не назвавший своего имени, заметил, что бухгалтеру обычно хватает Pentium I, а для бухгалтерского сервера необходим Pentium II. Менеджер ООО "Атлантик" Сергей Пахомов отметил, что тенденцией 2000 года было приобретение самых простых компьютеров для использования в качестве пишущих машинок или средних по сложности для бухгалтерии. <BR>Потребителями подержанной техники являются также образовательные учреждения, которые чаще всего не могут позволить себе покупку новых дорогих моделей.<BR><BR>Три источника...<BR>Основными источниками поступления техники, по мнению специалистов, являются поставки из-за рубежа и "апгрейд", т.е. замена старой техники на новую.<BR>Существует еще один источник, о котором говорят не все. Он стоит особняком и может занимать, по мнению Анатолия Крылова, до 10% в объеме поставок. Это - краденая техника. Анатолий Крылов считает, что поставки из-за рубежа обеспечивают 50% поступлений ассортимента подержанной офисной техники, а еще 40% составляет та, что сдается в зачет при обмене на новую.<BR>Большинство менеджеров уверено, что б/у техника поступает отовсюду, даже из Китая, быстрыми темпами обновляющего компьютерный парк. С ними не согласен Максим Мичурин ("Берег"). По его мнению, иностранными поставщиками являются все-таки Финляндия и Восточная Европа, потому что доставлять подобный товар издалека невыгодно.<BR>Кроме того, в Европе существует налаженная система оборота подержанной офисной техники и целые концерны, специализирующиеся на этом, со своей системой складов и дистрибьюторов. Около 60% офисной техники, работающей в малом бизнесе Запада, куплено на вторичном рынке.<BR>Кроме того, есть еще два нерегулярных источника поставок. Это массовая сдача техники закрывающихся предприятий и конфискат - в этом случае офисный сэконд-хэнд появляется на прилавках в больших количествах и по необычно низким ценам.<BR>По мнению директора АОЗТ "Аскод-Сервис" Михаила Фрадкина, покупать восстановленные компьютеры выгодно, потому что их износ бывает только моральным. Чего не скажешь об оргтехнике (факсах, принтерах, копирах), где много механических движущихся деталей. В России они обычно используются до предела и сдаются на комиссию тогда, когда могут "посыпаться" в любой момент. Если продавец сэконд-хэнда не дает полноценную долговременную гарантию на восстановленную технику, то ее ремонт будет равноценен стоимости новой техники.<BR><BR><B>Неподнятая целина</B><BR>Все опрошенные фирмы заявили, что ни в какой форме не присутствуют в Северо-Западном регионе и даже на рынке Ленобласти. В фирме "Свега Про" сообщили, что имеют партнеров в паре крупных городов области, которым иногда поставляют технику под заказ. Осуществлять полный рабочий цикл в области невозможно, так как там еще труднее добыть комплектующие. Их и без того не хватает в Петербурге. <BR>Хотя, с другой стороны, цены в Ленобласти выше, чем в Петербурге, сообщает Сергей Пахомов ("Атлантик"). Михаил Фрадкин считает, что спрос за пределами Петербурга количественно ниже, ниже и его качественный уровень. Например, в области до сих пор пользуются спросом 486-е компьютеры и компьютерные классы на основе простых процессоров Pentium, которые в Петербурге уже не продать.<BR><BR><B>Платит покупатель</B><BR>Из опрошенных менеджеров только Сергей Пахомов считает, что предоставление гарантий на б/у технику - лишняя услуга, расцениваемая клиентами как приятный сюрприз. Все остальные считают предоставление гарантий обязательным. Срок гарантии колеблется от недели до 6 месяцев (в зависимости от вида и качества техники, продавца). Анатолий Крылов уверен, что уровень ответственности продавцов растет; возрастают и потребности покупателей: они все чаще требуют выезда мастера на дом, хотят получать инструкции с русским текстом и т.п.<BR>Возможные затраты на гарантийное обслуживание продавцы, как обычно, закладывают в цену товара.<BR><BR><B>Конец туннеля еще далеко</B><BR>По мнению Михаила Фрадкина, вторичный рынок компьютеров - это фактически рынок услуг по модернизации, а эта тема вечна.<BR>В фирме "Берег" определили такую закономерность: с ростом количества компьютеров возрастает и спрос на принтеры, а следовательно, снижается потребность в копировальной технике.<BR>Участники вторичного рынка не спешат переходить на технику последнего поколения. Сергей Пахомов, например, убежден, что аналоговая и цифровая техника в одной фирме не пересекаются. Кроме того, новые технологии пока слишком дороги, поэтому не пользуются популярностью ни в магазинах новой техники, ни в торгующих сэконд-хэндом.<BR>Прогноз на 2001 год, данный специалистами по торговле подержанной техникой, говорит, что никаких существенных изменений не произойдет.<BR>По мнению Дмитрия Бородина, промежуток между появлением какой-то модели на первичном и вторичном рынке составляет 2-3 года.<BR>В "Свега Про" предполагают, что не будет спроса на "бэушные" принтеры и копиры, так как их надежность очень невелика, а новые аналоги дешевеют. А у покупателей компьютеров возрастет спрос на Pentium II и снизится на 486-ю серию.<BR><BR><B>Считаем барыши</B><BR>Сравнивая рентабельность работы на рынке вторичной техники в 1999 и 2000 году, специалисты разделились на два лагеря. Одни считают, что она снизилась (ООО "Свега Про", ООО "Севиан", "Берег"). Другие уверены в неизменности этого показателя (ООО "Сезам", ООО "АИР", ООО "Матрица").<BR>Сейчас уровень рентабельности колеблется в разных фирмах от 10-15 до 100%. Как правило, это зависит от характера гарантийных обязательств, закладываемых в цену.<BR>В ООО "Свега Про" говорят, что за 20% прибыли никто работать не будет, а в ООО "Севиан" согласны и на 10-15%, но признают, что при такой рентабельности, чтобы выжить, нужно заниматься еще каким-либо бизнесом и не давать длительных гарантий.<BR>Рентабельность работы с оргтехникой, по мнению Михаила Фрадкина, не отличается от рентабельности компьютерного "апгрейда" и составляет в среднем 25%. Это больше, чем на первичном рынке, норма прибыли которого лежит в пределах от 5 до 10%. <BR><BR><B>Цены воюют</B><BR>Оценивая конкуренцию в своем бизнесе, специалисты приходят к выводу, что все зависит от качеств самих участников.<BR>"Ценовая политика на нашем рынке агрессивная, но конкуренция не жесткая", - считают в ООО "Свега Про". Согласен с этим утверждением и Сергей Пахомов: "Таких фирм, как наша, мало, поэтому преобладают сотрудничество и взаимовыручка".<BR>Но не все согласны с такой идиллической картиной. ООО "Матрица" и ООО "Сезам" считают, что конкуренция на рынке весьма жесткая. Давно работающие на рынке вторичной оргтехники фирмы находят способы сохранить клиента даже в случае жесткой конкуренции. Это продажа восстановленной техники в кредит или лизинг, длительные гарантийные сроки, налаженная через западных партнеров система поставки расходных материалов и запчастей для всего предлагаемого ассортимента марок и моделей.<BR><BR><B>"Непросыхаемая" ниша</B><BR>Особое место на рынке занимает услуга по заправке картриджей. Ею занимаются все кому не лень, вплоть до киосков, торгующих видеокассетами.<BR>Среди заказчиков бытует мнение, что повторно заправленные картриджи высыхают быстрее новых раза в 3. Специалисты этого не отрицают, но призывают считать деньги. Новый картридж Hewlett Packard стоит порядка $50. А его заправка - от $5 до $10.<BR>Как признают сами "заправщики", после их услуги распечатывать оригинал-макеты на пленку уже не рекомендуется. И только. Качество других работ нисколько не страдает. В ООО "Свега Про" сказали, что картриджи, используемые в нормальном режиме, обычно не успевают засохнуть. У расходных материалов, используемых в лазерных принтерах, первая дозаправка не снижает качества, оно портится примерно после третьей. В струйных принтерах - после пятой. Картридж с оригинальной краской, считают представители фирм, работающих на вторичном рынке, нужен только тем, кто печатает редко.