00:0012 сентября 200000:00
21просмотров
00:0012 сентября 2000
Поселку Парголово исполнилось 500 лет. Здесь, в Шуваловском парке, находится памятник, который значительно моложе поселка: готической церкви Петра и Павла исполнилось "всего" 160 лет.
<BR><BR>Поселку Парголово исполнилось 500 лет. Здесь, в Шуваловском парке, находится памятник, который значительно моложе поселка: готической церкви Петра и Павла исполнилось "всего" 160 лет. <BR>За последние годы она стала так же неузнаваема, как и древний поселок. Исчезла с кровли характерная готическая башня, полностью утрачены ажурная кованая решетка кровли и другие детали фасада. В результате уникальное здание, занесенное в мировые анналы истории архитектуры, превратилось в свежевыкрашенного урода. Все то, что специалисты признают фактом искусства, пока не становится фактом адресной программы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). <BR><BR><B>Церковь и государство </B><BR>Церковь, несмотря на то что отделена от государства, иногда вправе на него рассчитывать. Особенно, когда "культовый объект" несет в себе художественную ценность. По словам настоятеля Петропавловской церкви отца Николая, сегодня государство перестало вмешиваться в реконструкцию здания. <BR>По словам отца Николая, с 1990 года церковь потеряла статус лаборатории НИИ, который располагается во дворце по соседству, и стала принадлежать общине, силами которой с того момента она и реставрируется. Сегодня практически полностью завершены работы по внутренней отделке, на которые около 5 лет назад было затрачено 800 млн рублей. Из них КГИОП, по словам отца Николая, выделил всего 30 млн - на алтарную часть. "После этого мы ни копейки не получали. Несмотря на то что я постоянно пишу заявки на шпиль, каменные и даже аварийные работы, все это регулярно вычеркивают. Мне кажется, что я знаю, почему. Дело в том, что несколько лет назад, когда нам требовались гидроизоляционные работы, а помощь нам не оказывали, мы решили провести работы своими силами. И когда я уже подписал договор с подрядчиками, чиновники из КГИОП вспомнили о нас. Но поскольку я по моральным соображениям отказался разрывать договор с фирмой, КГИОП, по всей видимости, обиделся. И с тех пор игнорирует нас".<BR>"Вопрос, почему государство не дает денег на реставрацию, - риторический, - комментирует Ольга Таратынова, заместитель председателя КГИОП. - Дело в том, что церквям преимущественно дает деньги город, которому церкви принадлежат. Более того, по сравнению с другими доля средств, отпущенных на храмы, достаточно велика. В этом году на них выделено до 15 млн рублей, при общем бюджете 90 млн рублей. Другое дело, что есть более важные объекты, которые требуют первоочередных действий: например, в церкви Богоявления на Гутуевском острове и Благовещенской церкви гибнет живопись". <BR>"Церковь святых апостолов Петра и Павла в 1997 году реализовала гидроизоляционный проект собственными силами, но, по нашей оценке, совершенно не профессионально. Поэтому мы не компенсировали им расходы", - добавляет ведущий специалист КГИОП Людмила Воронцова. "К сожалению, этот проект вычеркивали из адресной программы, - говорит Татьяна Иванова, архитектор Калининского и Выборгского районов, - хотя он требует достаточно больших работ. Видимо, потому, что находится он в окрестностях"<BR><BR><B>Компромисс</B><BR>Чиновники Духовной консистории еще на стадии разработки в начале 30-х годов ХIХ века весьма критично отнеслись к проекту Александра Брюллова, брата Карла - автора полотна "Последний день Помпеи": "Вид церкви не сходствует ни с древними, ни с новейшими фасадами церквей, да нет таких церквей и в изданной по высочайшему повелению Министерства иностранных дел книге под заглавием "Собрание планов, фасадов и профилей". <BR>Вызывал споры и тот факт, что закладывалась церковь рядом со склепом протестанта (которому она и "посвящалась"). Граф Петр-Амадей-Карл-Вильгельм-Адольф Полье приходился вторым и самым любимым из трех мужей красавицы Варвары Петровны Шуваловой. <BR>Однако "продвинутый" строительный комитет Министерства внутренних дел дал "добро", и Духовная консистория в конце концов согласилась с идеей Александра Брюллова. Но с оговорками: будущий готический облик брюлловской церкви разрешался потому, что возводилась она в окрестностях. Кроме того, "готические" материалы - камень, чугун, медь и железо делали строение менее огнеопасным, чем "православное" дерево. <BR>Главным же условием "сделки" было то, что грот с прахом графа Полье оставался за оградой. <BR>Однако даже после постройки храма в 1839 году он оставался не освященным около 7 лет (до 1846 года), что также являлось исключением в отношениях церкви и государства. <BR><BR><B>Культовый объект</B><BR>Храм, построенный Брюлловым, принято считать первой ложноготической работой в России. С нее в стране началось увлечение готикой, которая получила развитие у Николая Бенуа и Адама Менеласа. Александр Брюллов построил церковь фактически бесплатно. На производственные работы пошло около 163 тыс. рублей, из них "каменные" потребовали 65 тыс. рублей. <BR>Архитектор приступил к работе, находясь под впечатлением от европейских католических церквей, которые он изучал во время поездки за границу. Маленькая церковь выглядела непривычно для православного "окружения": вытянутый прямоугольник с полукруглым алтарным выступом, шестигранные башни, на стенах - резьба по камню, металлический парапет сложного готического рисунка. Высокие стрельчатые оконные проемы имели готические переплеты с цветными расписанными стеклами. При входе в церковь по краям располагались статуи апостолов Петра и Павла работы Гальберга. Стены были возведены из кирпича и облицованы редким светло-желтым известняком, который в то время добывался только под Гатчиной. Шпиль и некоторые другие элементы были изготовлены из красной меди. <BR>В 1948 году всю эту красоту "сняли" с охраны государства - в прямом и переносном смысле. (Н.У.)