Лизингом могут заниматься только честные и открытые

До недавнего времени кредит в банке был единственной формой получения дополнительных ресурсов на приобретение нового оборудования либо транспорта. Доступен он был далеко не всем. Альтернативой кредиту может стать лизинг.

<BR>До недавнего времени кредит в банке был единственной формой получения дополнительных ресурсов на приобретение нового оборудования либо транспорта. Доступен он был далеко не всем. Альтернативой кредиту может стать лизинг.<BR>За последние несколько десятилетий во всем мире резко возросла популярность лизинга. Вместо того чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг. <BR>Использовать имущество, не являясь его собственником, - не совсем привычная практика для России. Отечественные предприниматели предпочитают быть полноправными владельцами имущества, приносящего им доход. Но приобретение имущества в собственность влечет за собой значительные расходы. Довольно часто возникает потребность в кредитных ресурсах. Однако финансовые институты не всегда охотно кредитуют приобретение новых производственных фондов, связывая это с высокими рисками невозврата. Появление на рынке компаний, оказывающих лизинговые услуги, изменило ситуацию. <BR>Как правило, в лизинговой сделке принимают участие три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) объекта лизинга. Косвенными участниками этих отношений являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок, страховые компании, торговые посредники.<BR>Предметом лизинга могут быть любые здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и прочее движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности, в том числе целые предприятия. Земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения, предметом лизинга быть не могут.<BR><BR><B>Начало</B><BR>Термин "лизинг" происходит от английского слова lease и означает "сдавать и брать имущество внаем". Первое документальное упоминание о лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. С тех пор принципы лизинга не претерпели существенных изменений. <BR>В России до начала 90-х лизинг применялся лишь в международной торговле в сравнительно небольших масштабах. <BR>Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся на флоте, был наем морского судна без экипажа. В этом случае по истечении срока аренды предусматривалось обязательное приобретение корабля арендатором в собственность. На таких условиях приобретались сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, которые эксплуатировались 6-12 лет. <BR>Внешнеторговым объединением "Совтрансавто" применялся лизинг в международных автомобильных перевозках. На условиях аренды с последующей покупкой приобретались различные виды грузового автомобильного транспорта. В 1990 году были образованы первые российские лизинговые компании. <BR><BR><B>Выгоды</B><BR>Сейчас у российских предприятий стоит острая проблема обновления основных фондов. Однако собственных оборотных средств на модернизацию практически нет. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет в себе элементы кредитных, инвестиционных и торговых операций. В принципе, он может снять противоречия между предприятием, у которого нет средств на новое оборудование, и банком, который обычно неохотно предоставляет кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Получается, что лизинговая операция выгодна всем участникам сделки: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование, а другая сторона - гарантию возврата кредита, так как до поступления последнего платежа объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего данную операцию. По сравнению с привычными формами инвестирования лизинг действительно обладает тем преимуществом, что, вкладывая средства в конкретное имущество, лизингодатель сохраняет за собой права собственности на него, чем снижает риск невозврата (в отличие от чистого денежного кредита). Таким образом, залогом служит сам объект лизинга. Однако сверх этого лизинговые компании все же требуют дополнительных гарантий. Зачастую такой залог дает сторонняя организация, с которой у лизингополучателя существуют тесные партнерские отношения. <BR>"При наличии у предприятия альтернативы - взять кредит на покупку оборудования или приобрести его по договору лизинга - выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа, - считает Елена Угрюмова, генеральный директор ЗАО ФК "Балтинвест". - Но во многих случаях лизинг все же выгоднее". <BR>Наиболее приемлемы условия лизинга для тех предпринимателей, кто не так давно начал развивать собственное дело. "Лизинг нужен тем, кто не имеет в достаточном объеме собственных средств и приобретает дорогостоящее оборудование. Кредит для развивающегося производства неприемлем, так как оно не обладает необходимым для залога имуществом, - разъясняет ситуацию Алексей Филатов, генеральный директор ЗАО "Санкт-Петербургская Образцовая Типография". - Именно в такой ситуации оказалась наша компания, когда впервые воспользовалась лизинговой схемой". <BR>"Если объект лизинга находится на балансе лизингодателя, то лизинговые платежи относятся лизингополучателем на себестоимость его работ, - поясняет Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО "Петербургская лизинговая компания". - Когда же объект лизинга находится на балансе лизингополучателя, то на себестоимость относится амортизация объекта лизинга". В зависимости от условий заключенного договора по истечении срока его действия арендатор может либо заключить новый договор на аренду данного имущества, либо вернуть объект аренды арендодателю, либо выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.<BR><BR><B>Реалии</B><BR>Несмотря на все достоинства, отечественный лизинг все еще не получил серьезного развития. Михаил Рыбаков, генеральный директор ЗАО "Руст" - лизинговой компании, созданной Санкт-Петербургским Сбербанком, полагает, что основной проблемой является финансовая прозрачность лизинговых сделок: "Чтобы заключить договор с лизинговой компанией, клиенту необходимо все свои денежные средства проводить через расчетный счет в банке. Для того, кто ведет "двойную" бухгалтерию, это очень сложно как технически, так и психологически. Далеко не каждый на это решится, поскольку, "легализовавшись", придется платить все налоги".<BR>Это мнение поддерживает Валерий Боденков, консультант ЗАО "РТ-Лизинг": "Лизинг - это жесткий контроль инвестора за расходованием вложенных средств и одновременно более ответственные, цивилизованные и понятные отношения между сторонами сделки".<BR>Сейчас в городе и области выдано около 200 лицензий на осуществление лизинговой деятельности. "Несмотря на то что по некоторым видам деятельности мы пересекаемся, а порой имеем одних и тех же клиентов, пока на этом рынке нет жесткой конкуренции", - говорит Дмитрий Горизонтов. По мнению Михаила Рыбакова, причина этого, в частности, в том, что лизинг - относительно новый и сложный вид бизнеса, а менеджеров-профессионалов, способных его организовать и развивать, пока не хватает. Кроме того, за каждой лизинговой компанией стоит крупный банк, а их не много осталось. <BR>Конкуренция со стороны зарубежных компаний также невелика.<BR>"Раньше их присутствие на нашем рынке ощущалось, а теперь ослабло, хотя интерес иностранцев к развитию этого бизнеса в России возрос", - считает Елена Угрюмова. <BR><BR><B>Прогнозы</B><BR>Практически все представители лизинговых фирм отмечают тенденцию к увеличению числа сделок, но осторожны в высказываниях относительно грядущего лизингового бума.<BR>Пока еще не получило широкой практики создание лизинговых компаний отечественными промышленными предприятиями. Однако российские производители судов, автомобилей, самолетов, а также машин и оборудования значительно активизировались. В частности, в ряде регионов существуют льготы по налогам, зачисляемым в местный бюджет, для компаний, занимающихся лизингом продукции, которую выпускают крупные градообразующие предприятия. В течение прошлого года спрос на лизинг удвоился. "Если в 1997 году только 1% российского оборудования продавался по лизингу, то в 1998 году уже 2%. Если такая динамика сохранится, то через 5-6 лет доля лизинга в общем объеме сбыта отечественных производителей составит порядка 30%, - делится мыслями Михаил Рыбаков. - Судя по общемировой практике, это соотношение оптимально, хотя в некоторых странах и отраслях лизинговые операции составляют до 80%".<BR><BR><B>Помехи</B><BR>Другой важной проблемой, стоящей на пути лизинга, являются сложности с ликвидностью объектов залога. Во всем мире широко развит рынок промышленного сэконд-хэнда. Существуют крупные компании, занимающиеся покупкой, ремонтом и перепродажей любого оборудования - от пылесосов до самолетов б/у. Особых проблем с продажей подобного имущества не возникает. В России этот рынок пока не сложился. Лизинговой компании довольно сложно самостоятельно реализовать имущество, которое было изъято у лизингополучателя из-за нарушения условий договора. Даже если находится фирма, желающая повторно взять такое оборудование в лизинг, то зачастую она не удовлетворяет требованиям по надежности и легальности. Это является одной из причин поддержания высоких процентных ставок по лизинговым сделкам и небольшого спектра объектов лизинга. Лучше всего обстоят дела с легковыми автомобилями. Спрос на этот вид услуг довольно стабилен, и, хотя у автоперевозок не самая высокая рентабельность, расчеты за эту услугу производятся в основном "живыми" деньгами. Кроме того, договора на аренду автотранспорта привлекательны для лизинговых компаний, поскольку это наиболее ликвидное имущество. Руководство ООО "Такси двух столиц" считает, что транспортным компаниям выгодно заключать договоры лизинга: "Вновь создаваемой компании довольно сложно взять кредит в банке: как правило, залоговое обеспечение у нее невелико, а то и вовсе отсутствует. А автомобили сами хороший залог. Мы уже заключили договор на лизинг 15 "москвичей" при ставке 30% годовых. Планируем в дальнейшем увеличить парк машин именно за счет лизинговых схем".<BR>Успешному развитию лизинга в России препятствует и несовершенство правовой базы. "Появление Закона "О лизинге" породило еще больше проблем, чем было до его принятия, - сетует Дмитрий Горизонтов. - К сожалению, он противоречит ряду других законодательных актов". До сих пор есть проблема двойного налогообложения лизинговых сделок: НДС за один продукт взимается дважды - с лизингодателя при покупке оборудования, а потом и с лизинговых платежей лизингополучателя.(Р.Р.)