Рядовой инвестор недоверчив, но на уговоры поддается

Возможности для инвестиций на Северо-Западе все же есть, но рядовой отечественный инвестор знаком с ними отрывочно. И властям региона, заинтересованным в притоке капитала, не остается ничего другого, как неустанно разъяснять представителям бизнеса, как бу

<BR>Возможности для инвестиций на Северо-Западе все же есть, но рядовой отечественный инвестор знаком с ними отрывочно. И властям региона, заинтересованным в притоке капитала, не остается ничего другого, как неустанно разъяснять представителям бизнеса, как будет хорошо их деньгам во вверенном им регионе.<BR>Диалог на эту тему между инвесторами и представителями администраций Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей состоялся на конференции в рамках Ярмарки-презентации "Весь спектр частной инициативы". <BR><BR><B>Борьба за потребителя</B><BR>Открывая конференцию, директор продовольственной компании "Энерго" Азат Григорьян заявил, что после кризиса у отечественных предпринимателей усилился интерес к вложениям в производство, особенно в пищевую промышленность. Вслед за обвалом рубля резко возрос спрос на отечественную продукцию, потянувший спрос на мини-цеха и линии для выпуска колбас, выпечки, масла, расфасовки сыпучих продуктов. Такой ажиотаж - одна из форм борьбы за российского потребителя, считает Азат Григорьян.<BR>Не всякий иностранный инвестор готов вкладывать в неспокойную российскую экономику, соизмеряя выгоду с политическими рисками. "Сейчас в прессе и на телевидении много рассуждают о $4 млрд кредита МВФ, и никто не думает, как использовать внутренний инвестиционный потенциал России. А он огромен. Только на руках у населения, по разным оценкам, находится от $50 млрд до $90 млрд. В некоторых регионах России льготы получают крупные западные инвесторы, планирующие вложить несколько десятков и сотен миллионов долларов. Таких инвесторов мало, и переговоры с ними идут годами. В то же время чиновники свысока смотрят на рядового, а точнее, типичного российского инвестора, который хочет вложить в российскую промышленность свои несколько десятков или сотен долларов", - сказал Азат Григорьян, добавив, что такого мнения придерживается средний петербургский бизнесмен.<BR>По мнению докладчика, отечественным рядовым инвесторам нужна не только прямая поддержка властей. Нужны также свежие, оригинальные идеи ("приличный инвестиционный проект должен иметь свою изюминку"). Тогда капитал пойдет в те сферы бизнеса, где спрос большой, а конкуренция невысока. В этом смысле публичное представление проектов на ярмарке помогает инвестору сделать правильный выбор.<BR><BR><B>Будет еще комфортнее</B><BR>Представители администраций Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей постарались развеять пессимизм российских инвесторов, рассказав участникам конференции о благах и льготах, созданных в их регионах для инвесторов. У каждого субъекта России оказалось по нескольку законов в этой сфере. <BR>Никита Масленников, начальник отдела инвестиционных проектов и программ КЭПП администрации Петербурга (внешне он похож на дореволюционного русского промышленника, а никак не на чиновника), указал, что, хотя 1998 год отмечен кризисом, иностранные инвестиции выросли по сравнению с 1997 годом в долларовой части в 1,8 раза (составив $309 млн), в рублевой части - в 2,8 раза (1020 млн руб.). Анализируя источники поступления инвестиций, КЭПП пришел к выводу, что это реэкспортируемый российский капитал. И администрация города весьма заинтересована в увеличении притока в экономику Петербурга средств из этого источника.<BR>И.о. вице-губернатора по экономическому развитию Ленинградской области Григорий Двас подробно описал уже имеющиеся льготы инвесторам в Ленобласти и те, которые появятся совсем скоро. В частности, вице-губернатор рассказал о том, что инвесторы получат законные льготы не только по налогам в бюджет области, но и в бюджеты муниципальных образований. Обнадеживающих слов Григорий Двас не пожалел ни для отечественных, ни для иностранных инвесторов (последние вложили в Ленобласть в 1998 году $190 млн).<BR>Михаил Горгильдиев, начальник Управления по промышленной политике и ВЭС Новгорода, тоже говорил о законах и примерах успешных инвестиций в своем регионе, сопровождая выступление слайдами. <BR>По сути, он построил презентацию преимуществ капиталовложений в Новгородской области в американском, наступательном стиле: "Инвестиционный климат у нас настолько хорош, что получает самые высокие оценки влиятельных экономических и политических институтов мира". Напористость и наглядность презентации Михаила Горгильдиева получили одобрение слушателей. Так и надо представлять свой регион, решили они.<BR><BR><B>Удовлетворительно</B><BR>В качестве экспертов инвестиционного законодательства регионов Северо-Запада выступили юрист международной юридической фирмы Baker& McKenzie Максим Калинин и директор отдела корпоративных финансов компании Arthur Andersen Хуан Соса. Причем последний ради доклада на конференции прибыл из Москвы. <BR>Эксперты не критиковали региональные власти за невнимание к инвесторам, зато обратили внимание слушателей на важные моменты инвестиционного процесса.<BR>Другой столичный гость конференции - генеральный директор института маркетинговых и социальных исследований "ГфК МР, Россия" Александр Демидов проанализировал состояние российского потребительского рынка после кризиса. Он привел данные о вытеснении российскими марками западных брэндов, назвав основные причины этого процесса. <BR>И еще одно важное соображение высказал Александр Демидов: "Инвестиционный климат - это не только перечень законов, дающих льготы инвесторам. Это и то, как граждане региона оценивают этот климат". <BR>На мнение отдельного гражданина, бывает, повлиять невозможно. Но изменить представление отдельных групп общества, например мнение потенциальных инвесторов о возможностях инвестировать капитал в данном регионе, вполне возможно. <BR>Новгороду ведь это удается.