Армянские обувщики закрепились на рынке Петербурга

Семь лет понадобилось предпринимателям, приехавшим в начале 90-х в Петербург из Армении, чтобы открыть собственное автоматизированное производство.

<BR><BR>Семь лет понадобилось предпринимателям, приехавшим в начале 90-х в Петербург из Армении, чтобы открыть собственное автоматизированное производство.<BR>Импорт колготок, обуви, одежды - вот неполный список того, чем занимались бизнесмены до занятия серьезных позиций в местном производстве обуви. <BR>Арменаку Барсегяну, генеральному директору фирмы "Зета", которую он и "вырастил" до масштабов крупного производства, Петербург не был чужд никогда.<BR>Здесь в далеких 80-х он защитил диссертацию и закончил аспирантуру ЛИАПа, а после окончательного переезда в 1992 году основал небольшую фирму "Зета". (Его первое предприятие еще в Армении называлось "Эпсилон", и, следуя логике предпринимательста, второе детище Барсегян назвал "Зетой" - по названию другой буквы латиницы.)<BR><BR><B>Крепко стоим</B><BR>В Петербурге сегодня кроме "Зеты" на рынке производства обуви работают еще три-четыре предприятия. "Каждый занимает свою нишу. Мы живем мирно, и наши интересы пересекаются редко. Наша ниша - женская обувь для среднего класса в ценовых пределах от 400 до 750 рублей. Другие продают обувь либо дешевле, либо дороже. Но конкуренты делают достаточно качественную обувь. Мы отличаемся еще и собственным стилем", - говорит Арменак Барсегян.<BR><BR><B>Армянская история</B><BR>Еще на заре своей деятельности в Петербурге "Зета" специализировалась на импорте колготок, одежды, обуви - в общем, всего, что в те времена могло приносить сносный доход. Однако уже в конце 1992 года бизнесмены во главе с Барсегяном решились начать производство обуви. "Помню, в то время был дефицит на обувь. Помню, как сделали первые 6000 пар и полностью их продали. Помню, как нас это вдохновило", - вспоминает Марат Абрамян, заместитель генерального директора ЗАО "Зета" - один из тех руководителей компании, которые переехали в Россию.<BR>И, хотя все они поменяли родину, некоторые об этом не жалеют, некоторые - надеются на возвращение. "Я был вынужден уехать в начале 90-х, так как в Армении начался экономический кризис. Зарабатывать стало практически невозможно", - рассказал Марат Абрамян.<BR><BR><B>Вот как бывает</B><BR>Таким образом, бизнесмены, которые никогда не имели никакого отношения к обувному делу, втянулись в этот род деятельности. И сегодня никто из руководителей компании уже не хочет заниматься чем-либо другим, так как, по их мнению, компания заняла достойное место на петербургском рынке, довольно активно развивается и имеет большие перспективы. По крайней мере, так рассказывают о себе бизнесмены.<BR><BR><B>Из истории</B><BR>Итогом деятельности компании в 1994 году стал выпуск 6000 пар женской обуви. И после этого ежегодный прирост объемов производства составлял 30-40%. Это происходило в основном за счет развития и расширения ручного производства. "Мы прикупали оборудование, которое лишь помогало в ручной работе, но не заменяло ручной труд", - говорит Марат Абрамян.<BR>Практически с самого начала производство обуви занимало около 50% всех объемов компании. Объемы продаж других товаров падали, а количество произведенной обуви росло. "В 1997 году мы перестали импортировать колготки, а в 1998 году - и обувь. С начала 1998 года и до сего времени больше ничем не занимаемся, кроме производства обуви", - пояснил Арменак Барсегян.<BR><BR><B>Новые веяния</B><BR>В апреле 1999 года "Зета" открывает собственное автоматизированное производство женской и мужской обуви. Для этого предприниматели взяли в аренду около 1600 м2 площадей в зданиях петербургской обувной фабрики "Виктория", которая до сих пор занимается производством специальной обуви. "Зета" будет арендовать там не только помещения, но и оборудование, которое уже переносится из других цехов "Виктории". "Решение по этому поводу мы приняли в конце 1998 года. Как это ни парадоксально, помог кризис, так как импортную обувь продавать стало невыгодно. Кроме того, по нашему опыту, в импортной обуви - около 10% брака, а у нас - только 0,8%", - раскрыл производственные секреты Марат Абрамян.<BR>На организацию производства предприниматели денег занимать не намерены.<BR><BR><B>Новый бизнес</B><BR>Для "Зеты" производство обуви на фабрике - дело абсолютно новое. "Дело в том, что обувь там будет производиться машинно-поточным способом, поэтому мы входим в новую нишу рынка. И, как только увидим, что обувь идет хорошо, увеличим объем производства", - говорит Арменак Барсегян. Cуществующее ручное производство по-прежнему будет производить обувь, правда, оно получит более экспериментальную направленность. Здесь будут производиться небольшие партии новых моделей.<BR>На производстве занято около 40 человек. И столько же планируется задействовать на новом производстве. Вот их-то сейчас и подыскивает руководство "Зеты". Как выясняется, качественных обувщиков даже в обувной столице - в Петербурге не найти днем с огнем. "Возможно, мы пригласим работников "Ленвеста", "Скорохода" и других петербургских обувных фабрик", - уверяет Арменак Барсегян.<BR><BR><B>Финансы</B><BR>Практически все время своего существования "Зета" пользовалась кредитными линиями петер-бургского ПСБ, а 2 года назад ЕБРР выделил компании $70.000, которые пошли на развитие ручного производства. Однако большие капитальные вложения в новый проект владельцы "Зеты" делать не собираются: "Мы отремонтируем и дадим новую жизнь оборудованию и цехам, но в перспективе будем устанавливать новые линии". <BR>Производительная мощность нового производства составит примерно 500 пар обуви в сутки. И если в 1998 году "Зета" произвела 40.000 пар обуви, то на новом производственном подразделении владельцы планируют выпустить еще столько же. <BR>"Кстати, нам выгоднее, чтобы работник производил пять-шесть пар, нежели 10 пар. Качество и скорость в обувном деле - сугубо индивидуальные понятия. У кого-то получается быстрее, у кого-то медленнее. Но устраивают нас больше "середняки": они надежны и стабильны", - говорит Барсегян.<BR><BR><B>Обувь по фьючерсам</B><BR>Новое производство "Зеты" будет работать по довольно редкой сегодня финансовой схеме: по фьючерсным контрактам. Оптовики будут оплачивать затраты на производство заказанной ими партии обуви.<BR>"Это очень удобно и нам, и оптовикам, так как для нас постоянно пополняются оборотные средства, а для оптовиков обувь становится дешевле", - говорит Арменак Барсегян.<BR><BR><B>Другие направления</B><BR>Кроме открытия обувной фабрики в начале 1999 году "Зета" занялась еще и производством подошв. А до этого 2 последних года импортировала их из Германии. В результате организации своего производства подошва получалась на 40% дороже, чем отлитая в Петербурге. Кроме того, с начала 1999 года "Зета" впервые начала производить мужскую обувь. Сам факт многолетнего игнорирования фирмой интересов мужской половины человечества владельцы объясняют просто: "Женщины в среднем имеют три пары обуви, да к тому же постоянно их меняют, следят за модой. Поэтому именно женщины делают наш бизнес", - говорит Марат Абрамян. Действительно, судя по тому, что бизнесмены развились до крупного производства, можно сделать вывод, что петербургские женщины полюбили армянскую обувь.<BR><BR><B>За модой не поспеешь</B><BR>Чтобы продукция пользовалась спросом, сам замдиректора вместе с модельером следят за модой, законодательницей которой является, как известно, Италия. <BR>Однако предприниматели предпочитают не копировать новые модные стили, а лишь улавливать их. Так, если начинала "Зета" с трех моделей, то всего за прошедшие годы было разработано и внедрено около 200 моделей. "Новая модель выходит на рынок каждую неделю", - пояснил Марат Абрамян.<BR>На предприятии проходят практику и студенты Петербургского университета технологии и дизайна, которые пишут по пять дипломных работ на "обувную" тематику. <BR>А главным модельером компании является Надежда Яковлева, кандидат технических наук и доцент кафедры технологии и конструирования изделий из кожи (все того же университета). Как говорит Арменак Барсегян, наиболее отличившиеся в творчестве остаются на постоянную работу в "Зете".<BR><BR><B>Колодка - всему голова</B><BR>Как известно, удобство в ношении обуви задает колодка. Колодки в "Зете" разрабатывает сам заместитель генерального директора. "Анатомию я не изучал, но за 5 лет работы накопил достаточно знаний, чтобы самому делать новые колодки. В обувь вкладываются душа, мысли, знания. <BR>Колодка выражает мастера, его характерность. В каждую модель мы закладываем и психологию нашего клиента, поскольку человеку нравится то, что для него характерно. <BR>Я выработал в себе вкус среднего человека. Описать его сложно, но я чувствую этого среднего человека. Я думаю, что наши покупатели - это люди от 25. Они стремятся к новому, но при этом консервативны", - так охарактеризовал свою клиентуру Марат Абрамян.<BR><BR><B>Как обкатывают обувь</B><BR>Несколько первых пар предприниматели поставляют в качестве пробной партии в магазины и универмаги города: "Мы спрашиваем у клиентов о новой модели, смотрим на реакцию. Если она положительная, то производим первые, скажем, 100 пар. Затем опрос показывает, насколько интересна новая модель. Мы всегда выигрываем за счет мобильности. Спрашиваем, как покупают наши модели, нет ли возвратов. <BR>Самые лучшие наши клиенты - маленькие магазины и павильоны, где царит хозяйственный подход и четко прослеживается цепочка сбыта", - подытожил Марат Абрамян.