00:0029 марта 199900:00
6просмотров
00:0029 марта 1999
Западное не всегда лучше российского. Эта формула верна и для менеджеров. Если, конечно, предприятие находится в России.
<BR><BR>Западное не всегда лучше российского. Эта формула верна и для менеджеров. Если, конечно, предприятие находится в России. <BR>Собственникам нередко приходится отказываться от услуг иноязычных специалистов, окончивших западные бизнес-школы. К их профессиональным качествам, как правило, претензий не бывает, но незнание специфики бизнеса в России перевешивает их достоинства. <BR><BR><B>"Зарплата" пожарника</B><BR>Один предприниматель пригласил на должность директора гражданина некоего африканского государства. Имен он просил не называть по вполне понятным причинам. Молодой человек, как специалист, вполне соответствовал своей должности. Западное бизнес-образование, аккуратность и деловитость.<BR>Сперва он напугал своим видом и непониманием пожарника, который шефствовал над предприятием. Борец с огненной стихией пришел за своими законными ежемесячными $200 и ушел ни с чем. Пришлось вмешиваться собственнику, который попросил менеджера принять на веру, что двумя сотнями долларов надо пожертвовать. Иначе "погорим", даже при соблюдении всех правил пожарной безопасности. <BR>Затем провалилась попытка оптимизации расходов на отопление. Скорее всего, все было рассчитано правильно, но за 1,5 месяца до планируемого пополнения запасов угля в кабинет директора явились котельщики. Они объявили, что обогревать помещения нечем. <BR>Иностранный менеджер показал им на график, согласно которому еще 6 недель можно не беспокоиться о запасах угля. На это его подчиненные, твердо усвоив марксистский постулат о практике как критерии истинности теории, предложили проверить его расчеты непосредственно в окрестностях котельной. Западное мышление оказалось неготовым к тому, что сотрудники воруют под носом у директора. Место выходца из Африки занял слегка жуликоватый, но разрешающий специфические проблемы абориген.<BR><BR>Russian style<BR>Непризнание особенного склада мышления аборигенов в России, впрочем, как и в любой стране, приводит рано или поздно к уходу западной компании из страны. Иностранные предприниматели и менеджеры, вернувшись на родину, рассказывают соотечественникам о невежественном российском народе. Мол, им бы только слушать с открытым ртом и пытаться запомнить, что мы говорим, а не жить своим бестолковым умом.<BR>Другая крайность - позиция директоров, которые считают, что и так все знают и перенимать опыт у западных коллег им не нужно.<BR>По словам генерального директора ООО "Петербургские выставки" Стивена Дагласа, американца с 9-летним опытом бизнеса в России, некоторые западные компании покидают Россию из-за слишком строгого следования западным принципам менеджмента: "В России должен преобладать российский стиль управления. Вначале я придерживался западного стиля управления, но потом изменил принципы руководства так, чтобы они более соответствовали местной специфике. С тех пор, мне кажется, предприятие стало работать лучше". Правда, американский предприниматель не дал четких характеристик российского стиля управления. Он лишь поведал о золотом правиле для российского предприятия, принадлежащего иностранной компании: 25% менеджеров должны быть опытными специалистами из-за рубежа, а 75% - российскими гражданами. <BR>"Термин Russian style уже вошел в обиход западных менеджеров. Он означает необязательность, лживость, закрытость российских руководителей. Ко всем этим характеристикам добавляются самомнение управляющих и их нежелание учиться. К российским компаниям, которые не практикуют Russian style, зарубежные менеджеры относятся как к исключению, которое лишь подтверждает правило. Об отношении к российскому менеджменту в среде иностранных управленцев и предпринимателей мы узнали от эмигрантов, которые работают в западных компаниях. Надо признать, что наши зарубежные коллеги не сильно преувеличивают", - c сожалением говорит генеральный директор АО "Завод металлоконструкций" Игорь Новак.