Петербургские судостроители сделали игрушку для туристов

Первая российская экскурсионная подводная лодка "Садко" отправилась в свое первое плавание к островам Карибского моря.

<BR><BR>Первая российская экскурсионная подводная лодка "Садко" отправилась в свое первое плавание к островам Карибского моря.<BR>"Садко" был создан ЦКБ морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" за счет собственных средств. <BR>Осенью прошлого года лодка прошла ходовые испытания в Финском заливе, недалеко от Приморска.<BR>"В ближайшие 2 месяца мы опробуем лодку в тропических водах, - делится планами руководитель проекта "Садко", заместитель главного конструктора ЦКБ МТ "Рубин" Андрей Баранов. - Пока речь идет не столько о коммерческой, сколько об опытной эксплуатации. Потребуется время, чтобы выйти на рабочий режим".<BR>Затем лодку продадут заказчику - иностранной турфирме.<BR><BR><B>Рынок</B><BR>Стоимость лодки подобного класса - $2,5-3 млн, срок окупаемости - от 3 до 5 лет. "В дальнейшем мы будем строить лодки только для конкретного заказчика, - говорит Геннадий Сорокин, заместитель директора внешнеэкономической фирмы ЦКБ МТ "Рубин". - По прогнозам зарубежных специалистов, потребность рынка экскурсионных подлодок - 100-200 штук. В прошлом году только в Австралии сделано 20 таких лодок".<BR>Сегодня "Рубин", по словам Андрея Баранова, уже ведет переговоры с потенциальными заказчиками на постройку следующих лодок этой серии.<BR>По оценке Геннадия Сорокина, доля гражданского судостроения занимает около 20% в общем объеме работ ЦКБ МТ "Рубин". <BR>Подобные лодки, по его мнению, могут проектировать конструкторские бюро "Малахит" (Петербург) и "Лазурит" (Нижний Новгород). Однако работать без заказа никто не решается, а собственных средств нет.<BR><BR>Вот лодка, которую построили...<BR>Аппарат "Садко" строился на стапелях петербургского АО "Петрозавод", которое раньше делало малые надводные суда. "Петрозавод" мы использовали только как строительную площадку, - уточняет Андрей Баранов. - А строили профессиональные "лодочники" из фирмы "Барс". В основном это выходцы с "Адмиралтейских верфей". Они разработали эффективную схему работы: не имея обременительной недвижимости (стапелей, пеленгов), гибко используют аренду простаивающих площадей других предприятий".<BR>"Садко" - вторая попытка "Рубина" выйти на рынок экскурсионных подлодок. У конструкторов уже есть неудачный опыт сотрудничества с северодвинским ПО "Севмашпредприятие" в постройке лодки "Нептун" в 1991 году. "Тогда "Рубин" только сделал чертежи и отдал их на завод, - вспоминает работу над лодкой "Нептун" Андрей Баранов. - Но ничего не получилось: лодка не эксплуатируется и не продается". На этот раз "Рубин" замкнул на себя всю цепочку - проектирование, строительство, маркетинг, поиск заказчика.<BR><BR><B>И тогда нам экипаж - семья</B><BR>Специалисты группы главного конструктора ЦКБ МТ "Рубин" занимались и подбором первого экипажа подлодки.<BR>"Члены экипажа тоже участвовали в постройке лодки, - рассказывает Андрей Баранов. - Люди выполняли неквалифицированную малооплачиваемую работу, хотя до последнего момента никто не мог гарантировать, что они войдут в команду. Формирование команды началось в 1996 году, когда лодка была почти готова. Уже 2 года экипаж с нами".<BR>"Команду собрали из сотрудников научно-исследовательских судов и офицеров военно-морского флота", - говорит капитан подлодки Иван Коник, до этого16 лет возглавлявший экипажи научно-исследовательских подводных аппаратов. В течение полугода экипаж проходил подготовку в Морской академии имени Макарова. "После распада СССР научные подводные исследования прекратились полностью, - отмечает Андрей Баранов. - Нам повезло, что такие высококвалифицированные специалисты остались без работы".<BR>Работать экипажу предстоит около полугода, в период рекламно-демонстрационных погружений лодки в Карибском море. "Если торговля лодками пойдет, такой экипаж без работы не останется, - оптимистичен Геннадий Сорокин.