00:0019 декабря 199700:00
15просмотров
00:0019 декабря 1997
Конкуренция обнажила проблемы, которыми больны правовые базы, - скрытый демпинг, качество информации и степень ее защиты, методы добывания и распространения.
<BR><BR>Конкуренция обнажила проблемы, которыми больны правовые базы, - скрытый демпинг, качество информации и степень ее защиты, методы добывания и распространения.<BR>Конкуренция между информационно-правовыми системами (ИПС) "Кодекс", "Гарант" и "КонсультантПлюс" существовала с момента их появления. Но в Петербурге она протекала по- провинциальному - застойно, так как "неохваченных" клиентов водилось в достатке. <BR>Лишь в 1997 году проявились явные признаки насыщения рынка и каждый новый пользователь пошел "на вес золота". Это пробудило от дремы правовые базы, и дистрибьюторы систем перешли к более агрессивной политике по переманиванию клиентуры.<BR><BR><B>Традиции под угрозой</B><BR>Коммерческий директор "Гарант Интернешнл" Юрий Хаит считает, что захватническая политика "КонсультантПлюс" наносит вред всему рынку правовых систем: "Гарант" и "Кодекс" создали определенные традиции работы в Петербурге. Понятна цель конкурента - захват ниши, но это негативно влияет на весь рынок. Падает рентабельность бизнеса, обязательно снизится и качество", - возмущается Юрий Хаит.<BR>"Конкуренция на рынке действительно достаточно острая", - заявил начальник отдела маркетинга фирмы "АСКОН" Александр Зинченко ("АСКОН" -официальный дистрибьютор АО "КонсультантПлюс"). - Но мы ведем честную игру. Во всяком случае, наша фирма".<BR><BR><B>Каждый выбирает по себе</B><BR>Потенциальный пользователь обычно пробует несколько информационно-правовых систем, прежде чем определиться в выборе. <BR>Распространитель старается убедить клиента взять именно его систему и демонстрирует ее преимущества - так поступают распространители всех правовых систем. Однако "ДП" известны случаи, когда при восхвалении достоинств своего товара дистрибьюторы давали откровенную дезинформацию о качестве конкурирующей системы. <BR>По словам Александра Зинченко, легко объяснить, почему многие пользователи останавливаются на системе "Консультант Плюс": "У нее высокая оперативность и больший объем". Для множества клиентов, особенно небольших фирм, цена базы и количество документов играют решающую роль. <BR>Юрий Хаит ("Гарант Интернешнл") рассуждает: "Много документов - это хорошо, но те ли это документы, которые нужны конкретному бухгалтеру? Вопрос о качестве предоставляемых услуг поднимается в последнюю очередь". <BR><BR><B>Разделяй и властвуй</B><BR>У всех баз один источник информации - власть. В то же время ИПС - прежде всего справочные системы, из которых клиент может узнать о существовании документа и о его содержании. <BR>"Передача документа в базу обычно не является его официальной публикацией. И это понятно - вдруг вирус, или кто-то умышленно внес изменения в документ", - рассуждает Александр Зинченко. - Источник документов должен быть надежным, информация - достоверной. Поэтому и заключаются прямые договоры о сотрудничестве с органами власти. Однако не все придерживаются этого правила. В некоторых базах можно встретить документы, источники которых сомнительны". Александр Зинченко уверен, что "Консультант" не ставит вопрос об эксклюзивности при заключении подобных соглашений.<BR><BR>"Давайте жить дружно..."<BR>Заместитель директора ГП "Центр компьютерных разработок" (ИПС "Кодекс") Ирина Миронова полагает, что неэтичные методы конкуренции - явление временное. "Конечно, существует и демпинг, но его используют мелкие и неизвестные правовые базы. В конечном итоге они уйдут с рынка: цены нельзя снижать до бесконечности", - уверена Ирина Миронова.<BR>По мнению Ирины Мироновой, проблему общения ИПС и органов власти следует разделить на две части. К документам, опубликование которых обязательно, необходимо предоставить доступ всем правовым системам. <BR>Другое дело - различные письма и разъяснения, которые, по существу, не являются нормативно-правовыми актами. Здесь ведомства сами выбирают "удобные" системы. В этой нише некоторые базы уже довольно успешно играют. <BR>"Информация не должна быть монополизирована, - уверена Ирина Миронова. - Иначе могут возникнуть слишком тесные связи, что может сказаться как на полноте информации, так и на ее объективности". По ее словам, на эксклюзивности общения только с одной правовой системой в явном виде настаивает только Пенсионный фонд России. В неявном виде - еще ряд государственных структур.<BR><BR><B>Вход через выход</B><BR>Каждая правовая система по-своему защищается от несанкционированного доступа и редактирования документов в базах. Как отмечает Ирина Миронова, в принципе возможно, что после установки базы клиент может внести коррективы и сослаться на подправленный документ. Но в "Кодексе" есть эталонная база, которая содержит точный текст, и переделать его практически нельзя. <BR>По мнению одного петербургского хакера, до недавнего времени вполне возможно было внести изменения в базу данных, установленную на компьютерах клиентов. Однако в последних версиях ИПС значительно усилили защиту. "Сложно сказать, насколько она надежна: ее довольно скучно ломать", - огорчается хакер.<BR><BR>Вопрос о неэтичных методах конкуренции - больной для правовых систем (см. "ДП" №88/96). Соглашение об этических нормах, заключенное в 1996 году, дистрибьюторы трех ведущих ИПС формально соблюдали, хотя иногда позволяли себе высказать неэтичную точку зрения на стороне - шепотом и с обязательной ссылкой: "только без ссылок". Однако ситуация на рынке заставляет их потихоньку открывать лицо и выставлять на свет не только чеканные формулировки правовых документов, но и наболевшие проблемы.