00:0026 января 199600:00
504просмотров
00:0026 января 1996
Международная компания Zepter преуспела в распространении своей весьма дорогой посуды в Петербурге и на Северо-Западе.
Международная компания Zepter преуспела в распространении своей весьма дорогой
посуды в Петербурге и на Северо-Западе.
В 1995 году ее петербургский филиал
заключил около 60 тысяч контрактов на поставку столовых и кухонных комплектов в
регион. Причем основными покупателями стали вовсе не <новые русские>, а люди
среднего достатка. Среди них есть даже пенсионеры, в рассрочку оплачивающие
одну-две цептеровские кастрюли. Добиться такого успеха Zepter удалось благодаря
продуманной системе сбыта.
Уникальное личное предложение
Компания
Zepter гордится тем, что ее посуда уникальна: она сделана из хромоникелевого
сплава; кастрюли, сковородки и другая кухонная утварь имеют специальную
конструкцию, а технология приготовления пищи придает блюдам особые качества. Эти
козыри позволили компании построить сбыт не обычным путем - через оптовиков и
магазины, а применять более эффективный метод личных продаж, используя
презентации.
Сценарий презентации прост и естествен для такого товара, как
посуда. В течение одного-трех часов сотрудник Zepter - презентант - в домашней
обстановке (на квартире клиента или в офисе фирмы) проводит показательное
приготовление и дегустацию блюд, используя только цептеровскую посуду.
На это
действо приглашаются потенциальные покупатели из числа людей, знакомых
организаторам. В основном это семейные пары или сослуживцы, и, как правило,
присутствуют те, кто уже купил или заказал посуду Zepter. К финалу такой
презентации большинство участников готовы согласиться и с уникальными качествами
товара, и с его высокой стоимостью.
<Это как театр. Когда показывают
необыкновенные возможности посуды, красиво о ней рассказывают, да еще и вкусно
кормят, хочется иметь такую посуду дома>, - сказала одна из петербургских
покупательниц, ежемесячный доход которой скромнее стоимости даже небольшого
цептеровского набора.
У богатых - свои привычки
Посуда Zepter
стоит $500-1000 и более (в зависимости от комплектности набора) и доступна
далеко не всякой российской семье. Первые презентанты, начавшие освоение Москвы
весной 1993 года, пришли в Петербург через год и буквально <прочесали> фирмы на
Невском проспекте и банки города в поисках богатых покупателей.
<Новые
русские>, которые могут заплатить сразу даже за весь ассортимент цептеровской
утвари, оказались крепким орешком. Петербургские презентанты рассказывают, что
многие из них не вникают в то, как и на чем готовится их пища.
Они питаются в
ресторанах или едят то, что приготовит приходящая прислуга.
Бонус всякий
любит
Небогатый российский покупатель с удовольствием отреагировал на
возможность заказа посуды Zepter не потому, что оценил заботу о себе, а
благодаря возможности платить в рассрочку (до двух лет). Как утверждают
презентанты компании, этим пользуются даже некоторые пенсионеры, желающие
оставить <посуду с пожизненной гарантией> внукам.
Кроме рассрочки платежа,
компания с успехом использует развитую систему бонусов - она поощряет подарками
покупателей (25% от стоимости заказа) и организаторов презентаций. Подарок -
непременно изделие компании, цена которого зависит от успешности презентации,
суммы контракта; выдается участнику акции. Например, покупателю посуды во время
Рождественской недели компания подарила позолоченные часы своей марки. <Люди
любят подарки, а хорошие подарки - тем более>, - считают в компании и применяют
в России и еще 32 странах одинаковую систему поощрения клиентов.
Ходить в
гости - это работа
Филиал московской фирмы <Цептер Интернациональ
Эдельшталь>, через которую компания Zepter действует в России, появился в
Петербурге весной 1994 года. Тогда цептеровская посуда и презентации были в
диковинку, и для первых презентантов это были урожайные на контракты
времена.
Неплохие по российским меркам заработки ($300-1000 в месяц) и
необычная работа привлекают в филиал новых сотрудников. В январе 1995 года их
было около 700, а через год - 1500. За это время филиал открыл отделения в
Пскове, Новгороде, Петрозаводске, Мурманске и Архангельске, охватив территорию с
одиннадцатимиллионным населением.
Для слаженной работы многочисленной армии
продавцов в Zepter действует до мелочей продуманная система мотивации
персонала.
Чтобы стать презентантом, необходимо иметь рекомендацию от
сотрудника фирмы, пройти собеседование, а затем 10-дневное обучение. После этого
фирма доверяет начинающему презентанту чемодан с образцами посуды, с которым он
отправляется на заработки. Он должен регулярно набирать определенное количество
баллов, которые в компании называются <пунктами>. Их начисляют за подписанные
контракты на поставку посуды и проданную косметику - для различных товаров один
пункт означает разные суммы. Например, для посуды - пункт равен примерно $850,
для косметики - $350. На оценку работы влияют также организованные сотрудником
презентации.
Новичкам дается шанс
Zepter поощряет презентантов,
привлекающих в фирму новых сотрудников. Тот, кто устойчиво выполняет план
собственных продаж, привел и сумел наладить работу новичков, становится
менеджером, которых в Zepter несколько уровней. У менеджера работы больше - это
не только организация самостоятельных презентаций, но и ответственность за
подчиненных презентантов (обычно их пять-шесть, в растущей организации бывает и
20). Заработок менеджера выше, чем у подопечных, и напрямую зависит от их
успехов. Компания следит, чтобы презентанты и менеджеры не снижали результаты,
берегли доверенные им образцы посуды. Нерадивых она понижает в должности, а то и
увольняет.
<Компания не требует, чтобы новичок заплатил за тот товар, который
будет предлагать. Наоборот, она дает чемодан с посудой, а это шанс хорошо
заработать>, - сказала региональный директор по продажам петербургского филиала
фирмы <Цептер Интернациональ Эдельшталь> Римма Рутиньш. - Я сама начала <с
чемодана> осенью 1993 года в Москве, а следующей весной уехала директором по
продажам в петербургский филиал, оставив отдел в 300
сотрудников>.
Большинство из тех, кто успешно работает в петербургском
филиале фирмы, люди с высшим образованием - гуманитарии, технари, программисты,
есть и художники. Но даже в условиях, когда заработок зависит только от самого
человека, в подразделении сбыта - высокая ротация кадров.
Это же происходит и
в других компаниях, построивших систему распространения продукта на личных
продажах. Правда, в системах Herbalife (здоровое питание, косметика), Neways
(косметика), которые продают расходуемые потребительские товары, внимательно
следят за тем, чтобы продавец менеджерского уровня делал регулярные собственные
закупки, а в Zepter этого требовать невозможно - <вечную посуду> для себя не
покупают дважды.
Построив в России систему сбыта посуды, компания намерена
использовать ее в полной мере. В конце прошлого года Zepter начал распространять
свою косметику (парфюмерия, кремы, протирания), в 1996 году стартуют программы
сбыта вакуумных систем для хранения продуктов VacSy, а также
фарфора.
Компания-холдинг Zepter швейцарского происхождения располагает
собственными заводами в Италии, Франции, Германии, Великобритании.
Работает
свыше 20 лет. В 1994 году оборот компании составил DM1600 млн.
По расчетам
компании, в городе с населением 600 тысяч сбытом ее продукции должны заниматься
200 продавцов (презентантов и менеджеров).
В 1995 году петербургский филиал
<Цептер Интернациональ Эдельшталь> провел 55.429 демонстраций возможностей
посуды для 166.287 семей Петербурга и Северо-Западного региона.