00:0025 августа 199500:00
8829просмотров
00:0025 августа 1995
Специалисты петербургской фирмы (ЦРТ) провели экспертизу аудиокассет известного экспресс-метода изучения английского языка Илоны Давыдовой.
Специалисты
петербургской фирмы <Центр речевых технологий> (ЦРТ) провели экспертизу
аудиокассет известного экспресс-метода изучения английского языка Илоны
Давыдовой. Часть рекламных заявлений, пропагандирующих метод, не соответствует
действительности.
Для анализа звукозаписей использовалась разработанная ЦРТ
рабочая станция - <Рабочее место эксперта фоноскописта>, состоящая на вооружении
большинства экспертно-технических служб правоохранительных органов России (<ДП>
писал об этом в 45/95).
О точности работы и диапазоне возможностей
аппаратуры говорит тот факт, что за дачу в суд ложных сведений эксперт несет
уголовную ответственность.
В сложных ситуациях специалисты ЦРТ часто являются
последней инстанцией.
В ходе экспертизы проверялись следующие
утверждения:
1. На кассетах курса экспресс-метода Илоны Давыдовой есть
необычные <подпороговые сообщения> (subliminal messages) - специальные звуковые
метки.
2. Эти метки помогают усвоению курса.
3. Они не копируются при
перезаписи.
4. Они представляют собой звукозаписи на повышенной
скорости.
Для анализа использовались несколько оригинальных кассет, взятых из
разных источников.
<Метки> есть, но не те
Научный руководитель
<Центра речевых технологий> Сергей Коваль сообщил корреспонденту <ДП> результаты
исследований: <Безусловно можно отрицать только четвертый пункт. Никаких
необычных высокочастотных сигналов нами не обнаружено>. Сергей Коваль усомнился
в самой пользе таких <меток>, если бы они были (ЦРТ может их сам запросто
делать).
В начале 1995 года экспертизу экспресс-метода провел московский
центр <Магнолия>. Он также искал эти метки и не нашел, после чего <Известия>
опубликовали разгромную статью, в которой опровергались все четыре утверждения.
Сергей Коваль сказал, что москвичи искали не там и без соответствующей
аппаратуры. <Единственный шанс влиять на восприятие обучаемого, - считает он, -
помещать <метки> в паузах между словами основного курса, но тогда их не надо
делать высокочастотными. Эффективнее записать там нормальную, но очень тихую
речь. Именно такие метки и обнаружены нами на кассетах Илоны
Давыдовой>.
Цезарю не пригодится
Громкость записи в паузах в
100-1000 раз ниже громкости основного сигнала, но любой желающий их может
услышать, взяв высококачественный магнитофон, увеличив громкость и обращая
внимание на паузы между словами. По оценке ЦРТ, причины наличия этих <меток>
могут быть разными. Это либо <копир-эффект> - случайный, возникающий при
длительном хранении кассет с низкокачественной лентой (информация
самопроизвольно записывается с одних витков ленты на соседние), или умышленный,
возникающий при помещении кассет в магнитное поле. Либо запись на старую ленту,
ранее уже использованную для записи тех же курсов английского (запись стирается,
но не до конца и слышна в паузах).
<Так или иначе наличие этих сигналов
стимулирует слуховое внимание, - считает Сергей Коваль. - Однако вряд ли этот
эффект велик. К тому же он <работает> только при полной концентрации человека
именно на прослушивании>. То есть не стоит одновременно с занятиями делать
что-либо еще, а на это рассчитывают многие, приобретающие
экспресс-метод.
Чуда не получилось
Переписать <метки> на обычном
двухкассетнике с давно не промытыми головками действительно не удастся. Ведь при
каждой перезаписи качество неминуемо ухудшается, и слабый сигнал <забьет>
шумами.
<Таким образом, утверждения 1-3 о курсе Илоны Давыдовой имеют под
собой некоторые основания, - заключает Сергей Коваль. - А слова о
чудодейственной силе subliminal messages и о том, что это некое гипнотическое
воздействие, скорее всего - рекламная уловка, призванная привлечь внимание и
ограничить действия <пиратов>.
Фирма <Центр речевых технологий> образована в
1991 году. Профиль - разработки. Основная продукция - средства очистки и анализа
речевых сигналов. Штат - 30 человек, среди них три кандидата наук. В среднем за
месяц фирма реализует десять приборов каждого из предлагаемых полутора десятков
наименований. Основной клиент - МВД.