10:0111 февраля 202610:01
76просмотров
10:0111 февраля 2026
Банк России пообещал в течение года создать единый реестр банковских карт, оформленных у каждого гражданина. За благой целью — защитить страну от мошенников и дропов, то есть посредников, которые помогают выводить и обналичивать похищенные деньги, — как–то умалчивается про очередной шаг к монополизации рынка.
Появление нового реестра чувствительных данных было делом времени: законопроект, ограничивающий количество банковских карт на руках у одного гражданина, вот–вот будет принят. Инициатива, как говорят, исходит от самих банкиров: дескать, пяти карт в одной кредитной организации более чем достаточно, а всего по одному паспорту в разных банках — не более 20 штук.
После запуска реестра в промышленных масштабах менять количественные ограничения в буквальном смысле можно будет одной кнопкой. Захотят банки–лидеры установить ограничение в три штуки — пожалуйста. А то и вовсе довести лимит до разумной одной карты.
Сложившийся разрозненный принцип, когда каждый банк сам за себя, уходит в прошлое. Информация по карточным держателям переместится в один массив данных. По правде говоря, регулятор и без реестров видит, что и сколько у конкретного гражданина выпущено (в том числе и кредитные карты, к слову). Как видит и все открытые–закрытые банковские счета ФНС. Но у налоговиков получить данные по гражданину трудно.
Захочет ли ЦБ РФ дать доступ к столь конкурентным сведениям отдельным банкирам? А если они очень попросят? Сейчас–то банки действуют как слепые котята: изучают рыночные предложения, придумывают повышенные кешбэки, отменяют комиссии, удлиняют грейс–периоды. Всё для того, чтобы привлечь и завоевать нового держателя.
Как известно, любая информация имеет свою ценность. Научились же бюро кредитных историй зарабатывать на выписках. Зная, в каких кредитных организациях у потенциального клиента уже выпущены карты, убедить его получить новую именно в своём будет гораздо легче. Тем более в условиях лимита: просто нужно предложить такие условия, что человек сам откажется от излишка. Действовать, так сказать, точечно. И условные банки вне топ–10, например, станут вынуждены прекратить работу с картами. Платёжная инфраструктура без инвестиций начнёт дряхлеть. Кешбэки — исчезать. Ставки по кредитным картам — увеличиваться.
Результатом подобной борьбы с мошенничеством, когда данные соберут в одно место, может стать полное уничтожение конкуренции.

