"Геоизол" рискует лишиться своих офисов в бизнес–центре "Крюммель Хаус", расположенном в Петроградском районе Петербурга.
Входящая в структуру крупной строительной группы "Геоизол" компания "Хрустальная, 11" должна продать 14 помещений на четвёртом этаже БЦ "Крюммель Хаус" на Большой Посадской, 12, общей стоимостью 204 млн рублей. По этому адресу расположены офисы самой компании "Геоизол".
Деньги должны пойти на погашение долгов по овердрафту УК "Геоизол" и Пушкинского машиностроительного завода, подконтрольного "Геоизолу". Такое решение вынес Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области, с которым ознакомился "ДП".
Обязательства следует выполнять
"Хрустальная, 11" дважды выступала поручителем в договорах компаний с банками, она же предоставила залоговое имущество. Овердрафт с лимитом 250 млн рублей для УК "Геоизол" оформлялся в 2022–м, спустя год такую линию на 50 млн рублей получил и Пушкинский машиностроительный завод. К лету 2025 года УК "Геоизол" потратил 181 млн рублей из лимита, Пушкинский машиностроительный завод — 9,9 млн. Процентная ставка — 13,5% годовых.
Компания "Хрустальная, 11" специализируется на управлении имуществом. Это микропредприятие, в штате которого на момент заключения договоров о поручительстве числились девять человек. В 2022 году компания заработала 45 млн рублей, чистая прибыль — 2,5 млн. Но при этом размер активов "Хрустальной, 11" по итогам 2022 года составил 595 млн рублей.
По условиям банка поручитель брал на себя обязательство в течение 3 дней после получения заявки закрыть долги УК "Геоизол" и завода. А они росли. Только долг по процентам к июлю 2025 года достиг 21 млн рублей, не считая тела кредита.
Т–Банк затребовал деньги с поручителя в июле 2025 года. Не получив обратной связи, кредитная организация обратилась с иском в суд, приплюсовав к основному долгу и процентам неустойку в размере 12 млн рублей. Представители фирмы–поручителя, "Геоизола" и Пушкинского машиностроительного завода в судебных заседаниях не участвовали.
Как ранее сообщал "Деловой Петербург", "Хрустальная, 11" рискует пополнить ряды банкротов. Дело о несостоятельности было возбуждено в ноябре 2025 года по иску Т–Банка. Очередное заседание в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области по этому спору намечено на 23 февраля.
Субсидиарные последствия
"Поручительство учредителя или сестринской компании группы по кредиту компании–должника является самой распространённой практикой. Выдавая кредит, банк не будет рисковать, не заручившись обеспечениями со стороны тех, кто связан с должником. Более того, почти всегда это поручительство солидарное — поручитель отвечает совместно и одновременно с должником и банк может предъявить свои требования сразу к обоим. В той же степени нормальной практикой является и предоставление в залог недвижимости, которая в случае невозврата средств, как правило, продаётся с публичных торгов", — сообщил корреспонденту "Делового Петербурга" партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов.
По оценкам эксперта, даже если решение суда не будет обжаловано, у структуры "Геоизола" есть шанс сохранить за собой офисы.
"Многое зависит от того, имеются ли у группы свободные деньги, чтобы расплатиться по кредиту одного из своих членов. Это же бизнес, и порой пожертвовать заложенным активом для прекращения долгов оказывается проще, чем саккумулировать необходимую ликвидность. Кроме того, не исключено, что, пока идут публичные торги, средства найдутся, — случалось и такое", — подчеркнул эксперт.
"Исход может быть вполне бескровным: имущество будет реализовано с торгов или, если они не состоятся, Т–Банк оставит его за собой и долг будет погашен. Если денег с продажи не хватит, а банкротство будет продолжено, то учредитель может быть привлечён к субсидиарной ответственности. Иногда такие истории заканчиваются банкротством всей группы и личным банкротством её бенефициара", — высказал своё видение ситуации адвокат NSP Сергей Бахмисов.
Накануне стало известно, что МВД России объявило в розыск бывшего совладельца "Геоизола" Вячеслава Смоленкова.
