Вице-губернатор Петербурга об уборке снега: "Результат виден — город почищен"

Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"

Вице–губернатор Петербурга Евгений Разумишкин рассказал "ДП" про уборку снега, исполнение программы капремонта и голосование за КРТ.

Евгений Николаевич, давайте начнём с самой горячей темы, которая сейчас волнует большинство петербуржцев. Как вы оцениваете результаты уборки снега после снегопадов?
— Результат виден невооружённым глазом — город почищен. Это основной результат. То, что есть какие–то недочёты, — мы это прекрасно понимаем и держим проблемные участки на контроле. Поэтому всех наших коллег, которые работают сегодня на улично–дорожной сети и внутриквартальных территориях, благодарю.
Понятно, что следующий вопрос — когда же вывезут эти кучи снега. В этих целях мы перед началом зимнего сезона подготовили снегоплавильные камеры, которые работают на полную мощность, и временные места складирования снега, потому что одновременно всё не вывезти — за новогодние праздники суммарно выпало более 60 см снега (по высоте чуть выше колена). Мы за праздничные дни пережили достаточно много снегопадов, вывезено уже больше миллиона кубометров на снегоплавильные и снегоприёмные пункты. У нас регламентный срок вывоза после снегопада, который приносит в высоту около 15 см снежного покрова, — это 9–12 суток. Перед вывозом снег необходимо сформировать в кучи или валы, и здесь город сталкивается с одной из ключевых проблем — высокой запаркованностью улиц. Припаркованные автомобили не позволяют работать роторным снегопогрузчикам, особенно в центральных районах. Поэтому в этом году мы согласовали эксперимент вместе с транспортным блоком по установке в центре города знаков 3.27, которые фиксируют, что, например, в понедельник с 08.00 до 18.00 эта сторона улицы будет убираться или вообще вся улица. Тогда достаточно быстро наши службы убирают и вывозят снег. Эксперимент показал свою целесообразность, проработаем вопрос распространения данных знаков и на другие улицы.
Давайте уточним: не более 12 дней снежная куча может лежать?
— В зависимости от снегопада. Решение принимается в зависимости от толщины слоя, который образовался за определённый промежуток времени. Мы, к примеру, при первых снегопадах, которые были перед Новым годом, начали уже вывоз снега. Но потом снегопад продолжался до 11 января и принёс ещё достаточно много снежного покрова. Вся работа, которая была проделана, соответственно, свелась к нулю, и мы начали делать её заново.
Есть ещё категорийность дорог, мы понимаем, какие основные задачи коммунальный блок должен выполнить. И здесь коллегам действительно огромная благодарность за то, что город не встал в 10-балльных пробках. Он ехал — основные улицы были убраны таким образом, чтобы ничто не мешало человеку добраться до работы, до социальных учреждений. У туристов тоже была возможность погулять спокойно. Поэтому, когда основные работы выполнены, мы приступаем (уже в соответствии с техрегламентом и теми правилами, которые существуют) к уборке неосновных улиц.
Те задержки в вывозе снега, которые случаются в рутинной работе, связаны не с отсутствием техники, а с сочетанием факторов: высокой запаркованностью, особенностями исторической застройки, дополнительной нагрузкой на снегоприёмные пункты. Город эти проблемы видит и системно над ними работает.
Не первый год так называемая снежная реформа идёт в городе. Какие конкретные изменения дали результат?
— Во–первых, у нас обновилась система контроля качества. Создан Центр комплексного контроля городского хозяйства при ГАТИ. Туда стекается вся информация об уборке. Мы пользуемся камерами "Безопасного города", пользуемся искусственным интеллектом. В прошлом году начали эксперимент, чтобы ИИ идентифицировал наледь на кровлях и автоматически за этим вопросом следил.
Из значимых моментов — конечно же, та техника, которая была закуплена. Вы видите, она работает. И работает хорошо. Вопрос кадров остаётся первостепенным вопросом, потому что их, к сожалению, действительно не хватает. Мы видим это не только по отрасли ЖКХ, а по многим другим сферам. Мы снизили достаточно серьёзно текучесть кадров благодаря тем решениям, которые приняты по инициативе губернатора города Александра Дмитриевича Беглова. Повышение заработной платы и увеличение штата дворников дали возможность в том числе с этой проблемой постепенно справляться. Мы не говорим, что это сразу должно решаться. Нет, это эволюционный путь. В 2025 году на 2 тыс. было увеличено количество штатных единиц в районных жилищных агентствах.
Что касается заработной платы дворников, то на сегодняшний день она составляет 71 тыс. рублей, 100 тыс. рублей — у трактористов, штат которых уже практически заполнен. Наши коллеги выходят и в выходные, и в вечернее время — это всё оплачивается в соответствии с Трудовым кодексом.
Продолжаем развивать инфраструктуру, в этом есть особая необходимость. Приведу пример для наглядности: возьмём Московский район — база находится на Витебском проспекте, а надо убирать на Пулковском шоссе. Пока трактор туда доедет, пока он вернётся обратно — полезного времени остаётся катастрофически мало. Вопросы инфраструктуры стоят на личном контроле у Александра Дмитриевича, мы их решаем постепенно — есть понимание и план задач на ближайшие 2 года.
Что касается баз механизаций — это должны быть не просто земельные участки, там необходима ремонтная база, должны быть нормальные условия, чтобы люди могли прийти, переодеться, пообедать и т. д. Для того чтобы с человека требовать что–то, сначала нужно предоставить ему условия. Где эти условия созданы, вступает в работу уже технология. Мы должны понимать, сколько выйдет людей под конкретный прогноз погоды или в конкретных условиях, сколько человеко–часов будет использоваться или, к примеру, где сначала должен пройти трактор, а потом отработать дворники, или наоборот. Это вроде бы мелочи, но они во многом определяют ту картину, которую мы видим во дворах.
И сегодня, приезжая во многие районы, я вижу, что эти вопросы решаются. Конечно, на каких–то участках остро ощущается нехватка персонала, на каких–то мы видим, что мастера, к сожалению, недорабатывают, а некоторые, наоборот, уже вырастают из своих должностей, набираются опыта, становятся начальниками участков, заместителями директоров жилищных агентств. К примеру, есть один мастер, который у нас с начала преобразований в этой сфере уже стал директором жилищного агентства. Это достаточно серьёзный рост. И это тоже является одним из элементов привлекательности нашей профессии, престижности.
По улично–дорожной сети у нас произошла реорганизация, и это дало сильный кумулятивный эффект. Остались ли подрядчики? Да, конечно, подрядчики есть. И наша основная задача — стараться с нашими предприятиями работать таким образом, чтобы постепенно от части субподрядных работ отказываться в пользу непосредственных исполнителей.
Как планируется пополнять кадры? Сохранится ли в отрасли привлечение мигрантов?
— Мы показываем, что работать дворником и механизатором — это интересно. В этом есть миссия — чтобы город был чистым и ухоженным. И мы постоянно всем говорим о том, что это люди, которые создают настроение петербуржцам. Это очень ответственно. Поэтому мы надеемся, что и мигранты, которые будут приезжать, тоже эту миссию будут понимать и выполнять. Но и самое главное — приток молодых кадров, ведь отношение и любовь к своему городу тоже имеют колоссальный эффект.
Если говорить про сферу доставки, то у них там другие цели и задачи. Когда там ограничили мигрантов и спрашивают, ждёте ли вы их притока в ЖКХ, это немного разные вещи. Здесь мы ждём именно тех, кому интересно делать наш город чистым и ухоженным.
Давайте поговорим про управление жилым фондом. Сообщалось, что планируется создать некую специальную городскую УК по управлению старым фондом. Прокомментируйте эти планы.
— Я бы сказал так: мы рассматриваем все варианты с учётом тех задач, которые стоят перед нами. У нас в городе большое количество объектов культурного наследия. И сохранность именно культурного наследия в этих жилых многоквартирных домах на сегодняшний день стоит одной из приоритетных задач программы "Наследие", которую инициировал губернатор.
Содержание многоквартирных домов, являющихся ОКН, требует значительно более высоких затрат, чем обслуживание обычных многоквартирных домов. Это связано со строгими требованиями к сохранению исторического облика и эксплуатации сложных инженерных систем. При этом жильцы зачастую не готовы или не в состоянии вынести существенное повышение тарифов, хотя сохранять эти уникальные здания — наша общая обязанность.
Жилищный комитет должен предложить вариант, при котором задачу по сохранению культурного наследия мы совместно с собственниками сможем эффективно решить. Нужна ли нам специализированная государственная компания? Мы сейчас этот вопрос обсуждаем и смотрим, насколько это реалистично и насколько целесообразно.
Ремонт старых домов выполнялся, в частности, в рамках программы "Невский проспект". В этом году её планируется завершить?
— Всё, что касается фонда капитального ремонта, будет реализовано в этом году. Всё, что касается тех объектов культурного наследия, которые делает по этой программе КГИОП, будет завершено в следующем году.
Будет ли продолжение у этой программы? Какая улица будет следующей?
— В зависимости от того, какой будет у нас бюджет и какие будут приоритеты. Поэтому мы сейчас готовим предложения, чтобы они были рассмотрены губернатором, правительством, и после этого, естественно, будет принято соответствующее решение. Это, конечно, центральная часть города. И в основном это тоже направлено на объекты культурного наследия.
Планируется ли наверстать отставание по региональной программе капремонта, которое имеется на сегодняшний день?
— У нас другой задачи–то нет. Мы с коллегами достаточно плотно работаем. Предварительные итоги мы уже подвели, а окончательные будем подводить в апреле, когда по полочкам разложены будут все работы. У нас, к примеру, один из сложных вопросов — это работы по восстановлению аварийных конструкций, потому что доступ к ним иногда не обеспечивается собственниками. В прошлом году от части работ пришлось отказаться как раз из–за этой проблемы, хотя вроде бы все должны быть заинтересованы. Но, к сожалению, не всегда так получается.
Если говорить в целом, то содержание общего имущества, включая капитальный ремонт, — это обязанность собственников. Бюджет Санкт–Петербурга участвует в софинансировании прежде всего для выполнения особо дорогостоящих работ — таких как замена лифтов по всему городу, ремонт крыш и фасадов на Невском проспекте, в том числе на объектах культурного наследия. Благодаря решению губернатора о выделении дополнительных бюджетных средств за последние 4 года нам удалось кратно увеличить объёмы работ в рамках краткосрочных планов. Это наглядный пример того, как адресная поддержка города помогает снизить нагрузку на собственников и ускорить реализацию программы.
Мы видели, что достаточно большое количество работ по программе капремонта не выполнено в домах–хрущёвках. Есть такое мнение, что их специально не выполняют, потому что всё равно хрущёвки пойдут под снос…
— Нет. Программа должна быть выполнена к 2038 году, и отставание мы должны убрать понятным способом — увеличением финансирования. Но это вопрос собственников в том числе. Поэтому я бы не стал здесь как–то выделять одни дома, а другие — нет.
У нас в конце прошлого года принят городской закон о КРТ. И чтобы запустить проект реновации, должно быть решение собственников жилья. А чтобы было решение, нужно провести общее собрание. Будут ли управляющие компании как–то помогать организовывать эти собрания, может быть, инициировать их?
— Если собственники делегируют, то управляющие компании будут. Если не делегируют — то не будут.
Но у управляющей компании есть полномочия самим их организовывать...
— Совет многоквартирного дома и собственники принимают решение о том, что находится в компетенции каждой управляющей компании. Делегируют эту историю — значит, она будет. Если собственники попросят управляющую компанию — естественно, она поможет. Если собственники не попросят, она этим вопросом заниматься не будет. У нас собственник в первую очередь, а не управляющая компания.
Ещё один вопрос, касающийся общих собраний. Судебная статистика говорит нам о том, что в последние 3 года есть устойчивая тенденция по увеличению оспариваний законности этих собраний. С чем вы это связываете?
— Это, я бы сказал, положительный момент — то, что собственники всё больше и больше включаются в процесс благодаря информированию, которое в том числе мы ведём. Мы говорим о том, какие права и обязанности есть у собственников. Я в этом вижу плюс.
Рост судебных оспариваний во многом связан с изменениями в жилищном законодательстве. За последние годы появились новые требования: обязательное размещение уведомлений и результатов голосования в ГИС ЖКХ, а также ограничения на повторный созыв внеочередных собраний по тем же вопросам. Если эти требования не соблюдаются, у собственников появляются законные основания для обращения в суд.
Кроме того, существенно выросла информированность и активность самих жителей. Сегодня благодаря ГИС ЖКХ люди могут дистанционно посмотреть протоколы собраний, бюллетени для голосования, увидеть, как и по каким вопросам принимались решения. Эти документы всё чаще используются как доказательства в судах. Иными словами, мы видим не кризис системы, а её "взросление": больше прозрачности, больше внимания к процедурам и больше участия самих собственников в управлении своими домами.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.