"Аквариум", шапито и лабазы: где проходили самые первые киносеансы в Петербурге

Автор фото: Николай Науменков/ТАСС
Съемки фильма "Обещание на рассвете" в Ленинграде
Съемки фильма "Обещание на рассвете" в Ленинграде
Именно 28 декабря всё прогрессивное человечество отмечает очередной юбилей кинематографа — 130 лет. "ДП" рассказывает как этот вид искусства появился в Петербурге.

Поезд прибыл

Первый коммерческий кинопоказ в истории состоялся в Париже 28 декабря 1895 года. С этой даты принято отсчитывать мировую историю кино. В кафе на бульваре Капуцинок состоялся первый сеанс. Хотя демонстрация движущихся картинок на экране тогда воспринималась больше как аттракцион, чем что-то серьёзное и действительно интересное. Развлекательную функцию кино на первых порах активно эксплуатировали, не слишком заботясь о качестве кинопродукта. Следом за Парижем начали подтягиваться другие страны и города. В России новшество добралось к маю следующего года.
Первый показ в истории отечественного кинематографа прошел в Санкт-Петербурге в саду "Аквариум" на Каменноостровском проспекте 4 (16) мая 1896 года. В одном из антрактов оперетты "Альфред-паша в Париже" показали несколько фильмов, среди которых и "Выход рабочих с фабрики", ставший одной из визитных карточек раннего кино. Организовали весь процесс французские специалисты — Франсис Дублие и Шарль Муассон. Оба работали у братьев Люмьер, по сути, выполняя двойную функцию: продвижение продукции кинокомпании и распространение нового вида искусства.
Довольно долго в России крутили исключительно иностранные фильмы — французские и итальянские, прежде всего. И показывали их не в специально построенных для этого зданиях (проектирование и строительство кинотеатров началось позже), а в тех, что удавалось приспособить: шапито, лабазы, склады, гаражи, конюшни и даже трюм баржи. Первый стационарный кинотеатр "Биограф" обосновался на Невском в доме 46, в пространстве, которое прежде занимал паноптикум. Вход туда стоил 50 копеек, сеанс длился около получаса и шёл без музыкального сопровождения.

Электрический сон наяву

Бум "электрического сна наяву" случился в начале нового века: по всему Невскому, на Петроградской стороне и далее везде предприимчивые граждане принялись открывать кинотеатры. Для них нередко использовали первые этажи доходных домов, где имелись помещения для торговых лавок. Поначалу это практически не контролировалось, хотя ранние киносеансы были делом рискованным — плёнка из нитроцеллюлозы легко воспламенялась и при горении выделяла токсичные газы. В 1910 году состоялся знаменитый пожар в синематографе села Бологое Новгородской губернии, при котором погибло 64 человека, а общее число пострадавших превысило сотню. Тогда была создана комиссия для осмотра кинематографов, которая проинспектировала в Петербурге сто с лишним помещений и пришла к удручающему выводу: вкушать прекрасное на многих площадках было небезопасно. В результате несколько десятков кинотеатров закрыли. Оставшиеся получили список поправок, которые необходимо было сделать в определённый срок.
Кинотеатры, находившиеся на Невском проспекте, как правило, не поражали внешним великолепием. Более того, вход туда еще требовалось отыскать, пройдя через дворы. Но предприниматели находили способ привлечь зрителей. Например, владельцы кинотеатра "Эдисон" построили целую крытую галерею, которая вела посетителей во двор.
Вторым по числу кинотеатров был Большой проспект Петербургской стороны. Третье место занимала Садовая улица. Причём, если в кинотеатры на Невском зрители стекались отовсюду, то на Большом их посещали преимущественно местные жители. К концу первого десятилетия ХХ века на трёх главных киноулицах города работало почти три десятка кинотеатров.

Роскошный досуг

Один из самых роскошных кинотеатров появился в "Пассаже". Он занимал два этажа, в его распоряжении был целый струнный оркестр, в качестве музыкального сопровождения использовали живое пение. Кинопрограммы длились по три часа, а зал вмещал почти четыре сотни человек. Просуществовал он два года, затем его сменил следующий под названием "Солейль".
Конкуренты, разумеется, не дремали. За пару лет до Первой Мировой войны во дворе дома номер 80 по Невскому проспекту по проекту Мариана Лялевича построили флигель, где разместили кинотеатр "Паризиана". Роскошные интерьеры в стиле Людовика XVI, широкая мраморная лестница, ведущая на огромный балкон — сильные впечатления были гарантированы уже при входе. Кинозал оснастили по последнему слову техники: в партере стояли автоматические кресла, а на ложах и балконе установили отдельные городские телефоны. Зал вмещал порядка восьми сотен зрителей. Помимо взрослого репертуара, здесь устраивали киносеансы и специально для детей.
Одним из немногих способных соперничать с "Паризианой" был кинотеатр "Пикадилли" (ныне "Аврора"). Он заработал 27 декабря 1913 года. Рекламировали его как лучший во всей России по удобству и убранству. Здесь всё, от интерьера до оборудования, было сделано роскошно и с учётом современных требований. Киносеансы начинались с середины дня и шли до полуночи. Стоимость билетов варьировалась от 35 копеек до 1 рубля, места в ложах стоили 3-5 рублей. Над репертуаром постоянно работали, в числе первых предлагая новинки. Продуманная стратегия быстро принесла плоды: "Пикадилли" стал одним из самых популярных мест в городе.

Проблемы репертуара

Во второй половине 1900-х произошло поворотное событие, положившее начало национальной кинематографии. 15 октября 1908 года зрители увидели восьмиминутную "Понизовую вольницу" (второе название "Стенька Разин)" Владимира Ромашкова. С этого продюсерского проекта экс-фотографа Александра Дранкова принято вести отсчёт истории российского кино. Демонстрировали картину, как правило, под знаменитую композицию "Из-за острова на стрежень". Вкусив коммерческого успеха, Дранков оставляет на время игровое кино и переключается на хронику, где ему тоже сопутствует удача. Например, к юбилею Льва Толстого вышел фильм, рассказывающий о поездке писателя в Москву.
Очень быстро стало понятно, что публика хочет видеть на экране знакомые ему сюжеты. В ответ французские кинокомпании, первыми пришедшие на российский рынок, стали наращивать производство кинохроники, а также занялись кинопроизводством фильмов на русскую тематику. Главным же, хотя и не единственным, соперником Дранкова стал Александр Ханжонков. Начинал бывший казачий офицер как дистрибьютор, продавая в России зарубежные фильмы и аппаратуру. Достигнув стабильного и крепкого положения, Ханжонков перешёл на следующий уровень — кинопроизводство. За пять лет его фирма выпустила свыше семидесяти лент, среди которых были экранизации, исторические фильмы, мелодрамы. Это обеспечило предприятию первое место по объёмам кинопроизводства.
После революции и Дранков, и Ханжонков попытались адаптироваться к новым реалиям. Но в итоге первый эмигрировал сперва в Европу, а затем в США, а второй, хоть и вернулся в Москву после отъезда, в итоге оказался не у дел.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.