"Экономика строится от людей": как развивают креативные промыслы Ленобласти

Проект "Креативные промыслы" для малого бизнеса Ленобласти может выйти в СЗФО
Автор фото: ДП
Основой развития креативных технологий все чаще становятся национальные образы, традиции и промыслы. Это касается и компьютерных игр, и более приземлённых историй, связанных с созданием целого ряда проектов малых производств и даже исторических деревень.
Очень многие из этих малых проектов держатся исключительно на энтузиазме создателей и без выхода хотя бы на окупаемость рискуют прекратить свое существование. И как показывает практика, очень часто им не хватает для этого элементарной информационной и маркетинговой поддержки.
Именно поэтому проект "Креативные промыслы", который при грантовой поддержке правительства Ленинградской области реализует АНО "КЦ "Национальная гуманитарная инициатива", оказался необычайно востребованным. И хотя его презентация состоялась совсем недавно — в середине сентября, в рамках круглого стола "Национальные традиции как источник идей для креативных индустрий", — он уже не только оказал поддержку многим самобытным народным промыслам Ленинградской области, но и выявил системную проблему, касающуюся их развития.
Автор: ДП
Благодаря проекту не только эксперты-краеведы, но и десятки тысяч обеспеченных жителей Петербурга узнали о возрождении ижорской керамики, волховской росписи и киришского кружева. Ведь одним из смысловых элементов "Креативных промыслов" стал цикл журналистских очерков на сайте dp.ru о небольших ремесленных производствах.
Особенное внимание уделено в них продукции и технологиям, которые позволяют изделиям областных мастеров и мастериц быть конкурентоспособными и востребованными. Помимо поддержки промыслов проект уже начал помогать и тем некоммерческим и коммерческим организациям, что развивают туристическую индустрию, возрождая старинный быт, традиционные ярмарки и этнокультуру.
Автор: ДП

От частного к глобальному

"Для Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, да и для всех участников проекта очень важно, чтобы Ленобласть развивалась не только директивно сверху, не только благодаря большим мегапроектам, которые курирует федеральный центр и в которые инвестируют госкорпорации, но и благодаря небольшим проектам, инициативам, которые основаны на тех идеях и традициях, опыте и компетенциях, что передавались из поколения в поколение или были возрождены энтузиастами и получили вторую жизнь, — уверен Дмитрий Солонников, председатель Комитета Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) по информационной поддержке бизнеса. — Мы все понимаем, что экономика большого региона, такого как Ленобласть, должна строится от людей. От того, что им интересно, от чего они получают удовольствие, от того, как они могут реализовать свой творческий потенциал. А когда кроме удовольствия это приносит еще и финансовые результаты, когда есть еще и заработок, и реализация проектов, и экономическое развитие и как следствие возможность вовлекать новых людей, творческих соратников — это вдвойне интересно. Нам уже удалось познакомиться с восемью точками кристаллизации креативных проектов, но я уверен, что это только начало большого пути. И этот проект будет дальше развиваться, уверен, что не только в Ленобласти, но и в других регионах Северо-Запада".
"Народные промыслы это на данный момент не бизнес, а самый настоящий образ жизни части нашего общества, которое действительно сталкивается с огромными проблемами по продвижению своих трудов, результатов своего творчества, — констатирует директор АНО "КЦ "Национальная гуманитарная инициатива" Арсений Шелаев. — И очень важно действительно поддерживать и помогать в реализации всех этих направлений, чему, собственно говоря, наш проект и посвящен".
Автор: ДП

Непреходящие ценности

"Введенные в коммерческий оборот продукты креативных индустрий Ленобласти — в частности, народно-художественные промыслы — дополняют каркас социальных задач, стоящих перед регионом, таких как положительное сальдо миграции и улучшение благосостояния за счет развития занятости и МСП. И противоречия тут нет — находящие спрос изделия это могут, — уверена председатель Комитета по инновациям, человеческому капиталу и креативным индустриям ЛОТПП Наталия Белякова. — Глобальный и российский опыт свидетельствует: в будущее берут национально-художественные промыслы, которым удалось встроиться в систему локальной или национальной экономики. Это значит быть широко представленными на маркетплейсах и классифайдах, иметь имиджевые точки розничных продаж".
Безусловно, главное — даже не пресловутый "бесшовный путь потребителя". Ключевой момент — это наличие актуального продукта, обеспечивающего воспринимаемую потребителем ценность, поставляемого в срок и имеющего постоянное качество.
Автор: ДП
"Имея практический опыт вывода ремесленной продукции регионов на маркетплейсы, скажу, что ценность эта меняется. Именно это надо постоянно мониторить. Ценность может расти из особой технологии: например, оятская керамика действительно удобна для приготовления пищи модным ферментированием или томлением в городских условиях, ведь посуда дружит с СВЧ и посудомойкой, — считает Наталия Белякова. — Второй вариант — продукция неуникальна, но работает "гений места". Пример — гончарная мастерская в подвале выборгской башни Олафа. Комитет по креативным индустриям сфокусирован на обеспечении отраслью, которая относительно недавно начала осознавать себя бизнес-индустрией, конкретными конкурентными решениями. Проект нам интересен, и мы готовы и дальше оказывать ему поддержку".

На общих основаниях

Между тем, даже этап проекта, который был реализован с сентября по декабрь, выявил значимую системную проблему, касающуюся государственной поддержки народно-художественных промыслов. Выяснилось, что флагманы этой бурно развивающейся в последние два года индустрии, которые прошли через непростые этапы научно-художественной экспертизы и по умолчанию привязаны к конкретному месту на карте Ленобласти, с точки зрения законодательства о поддержке креативных индустрий находятся на одном уровне с ремесленными творческими мастерскими, которые не имеют такого ограничения, не только претендуя на народную художественность, но и изготавливая продукцию, которая является традиционной для других регионов планеты.
"Народно-художественные промыслы привязаны к территории и не могут никуда уйти. Это ведь не то же самое, что заниматься изготовлением фоторамок из пластмассы. Это как раз то, что мы знаем, как тяжёлый люкс. Ведь он родился в Европе именно из промысла. Именно из того, что в одном месте определенная семья работала над созданием одного продукта и отточила этот продукт до совершенства". -- констатирует Алиса Геннадьева член Союза художников России, монументалист, создатель и владелец бренда и резиденции NEVO_LADOGA, автор идеи и руководитель Международного фестиваля в Старой Ладоге "Огонь и вода".
Автор: ДП
Художественность того, что делают люди, которые занимаются народно-художественными промыслами подтверждается решением художественного департамента Совета при правительстве Ленинградской области или другого региона, объясняет она. Подтвердить художественную ценность — это очень большой труд. Поэтому при всем обилии самых разных креативных ремесленных производств, в Ленобласти на сегодня работает всего восемь предприятий, которые выпускают вещи, у которых есть задокументированные художественные достоинства. Именно эти предприятия формируют культурный код Ленинградской области, повышают ее статус, и конечно являются лицом своих районов. И относится к ним в рамках программ по финансовой господдержке, как обычным ремесленным производствам, а то и вовсе как к обычным субъектам малого и среднего бизнеса нельзя, уверена эксперт.
Вместе с тем понятно, что в рамках самых разных программ финансовой поддержки креативные промыслы юридически пока не разделены на ремесленников, которые по факту могут производить свою продукцию, где угодно, и мастеров, исторически и технологически связанных с той или иной местностью, — идет ли речь о вышивке кружев, изготовлении керамики или художественной росписи. И очевидно, что без законодательной работы по выстраиванию многоуровневой системы поддержки креативных индустрий — в которой найдется место не только для ключевых национально-художественных промыслов, но и, возможно, для локальных разработчиков компьютерных игр с элементами культуры севера и северо-запада России — Ленобласти не обойтись. Как очевидно и то, что безотносительно такой работы, необходимо продолжать информационную и маркетинговую поддержку областных субъектов национально-художественного бизнеса с тем, чтобы они становились в один ряд с такими национально признанными брендами как Хохлома и Гжель.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.