Петербургская фирма запатентовала модель зарядно–майнинговой станции для авто, чтобы генерировать цифровую валюту, пока машина питается от сети.
Как следует из описания патента, с которым ознакомился "ДП", уникальная идея принадлежит петербургской компании "Розетки СПб". Суть разработки в том, чтобы пользователь оплачивал зарядку электромобиля, а взамен получал цифровую валюту. Зарядное устройство снабжено модулем майнинга с возможностью генерации новых блоков в блокчейне. Добывать криптовалюту система должна привычным для себя способом — хешировать алгоритмы.
Разработчики утверждают, что таким способом можно генерировать популярные криптовалюты, в том числе Bitcoin и Ethereum.
Чтобы оборудование не перегревалось, разработчики предлагают снабжать станции встроенными модулями охлаждения, как на майнинговых станциях, серверных стойках и промышленных процессорах. По оценкам разработчиков, намайненная криптовалюта частично компенсирует стоимость зарядки электромобиля, что может быть выгодно как физлицам, владеющим электротранспортом, так и организациям.
Из патентной документации следует, что разработка "Розеток СПб" первая в своём роде — станции для зарядки электромобилей создают и в России, и за рубежом, но никто раньше не реализовал идею с одновременным майнингом. В качестве примера разработчики включили расчёт для Tesla Model S, сейчас подержанные авто такого типа продаются от 2,1 млн до 8 млн рублей.
При ежемесячном пробеге 1,5 тыс. км автомобилю требуется 300 кВт•ч. При стоимости электроэнергии 6,2 рубля за 1 кВт•ч с учётом расходов на саму станцию траты составят 2,6 тыс. рублей, а оборудование способно намайнить криптовалюты на 7,2 тыс. рублей. В теории среднестатистический владелец Tesla имеет шанс заработать 4,4 тыс. рублей. На практике ещё в 2024 году "ДП" сообщал со ссылкой на исследование сервиса 2ГИС, что 1 кВт•ч обходится владельцу электрокара в 18,9 рубля. Это самый высокий показатель по стране.
"Идея совмещения криптовалютной добычи с другими видами хозяйственной деятельности давно привлекает внимание инноваторов. Компания Canaan уже вывела на рынок несколько поколений гибридных устройств, которые одновременно добывают криптовалюту и обогревают жилые помещения. Такие решения демонстрируют возможность практического применения майнинг–оборудования за пределами традиционных майнинговых ЦОДов", — рассказал "ДП" директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов.
По словам эксперта, проект "Розеток СПб" вписывается в этот ряд, но даже если компания найдёт инвестора, то просто так внедрить майнинг в заправочной инфраструктуре она не сможет.
"Развитие подобных инициатив в России требует соблюдения чётких правовых рамок. Юридические лица, занимающиеся майнингом цифровых активов, обязаны пройти регистрацию в реестре майнеров Федеральной налоговой службы", — отметил Безделов.
Прорывной и инновационной назвал петербургскую разработку экономист, топ–менеджер по коммуникациям в сфере цифровых валют и промышленного майнинга Андрей Лобода. Наиболее перспективными регионами применения он считает Иркутскую область и Бурятию, а также территории Крайнего Севера.
"Реализация идеи может быть очень успешной при условии сбалансированного регулирования в правовом поле и эффективной коммуникационной стратегии. При этом важно, чтобы потребление электроэнергии на добычу биткоина для автолюбителей не превышало 6 тыс. кВт•ч, иначе придётся вставать в реестр майнеров в ФНС, хотя и это не проблема. Отрасль промышленного майнинга активно развивается. России нужно срочно и умело воспользоваться идеей и прозвучать громко в положительной тональности на весь мир", — заявил Лобода.
Создатели майнинговой зарядной станции в патентной документации утверждают: "Отсутствие развитой инфраструктуры и дефицит зарядных станций для общественного использования привели к созданию нового технического решения, позволяющего совместить зарядный шкаф электротранспорта с дополнительной функцией майнинга цифровых валют".
Но, по данным агентства "Автостат", в России к 1 июля 2025 года насчитывалось 62,5 тыс. электрокаров. На Петербург приходится чуть больше 2 тыс. электромобилей. В октябре 2025 года в городе было 392 зарядные станции. В среднем каждая из них обслуживает шесть–семь авто. В Москве, где установлено 828 станций, этот показатель составляет примерно 11–12 машин.
Для сравнения: обычных, негибридных авто в Петербурге не менее 1,8 млн и более 650 АЗС, то есть на одну заправочную станцию приходится не меньше 2750 машин. При нынешнем объёме частного электротранспорта о дефиците инфраструктуры говорить не приходится.
В "Розетки СПб" не смогли оперативно прокомментировать перспективы внедрения майнинга в зарядной инфраструктуре для электромобилей. О компании известно, что она специализируется на торговле различным оборудованием, выручка за 2024 год составила 33,4 млн рублей.

