00:1810 декабря 202500:18
35просмотров
00:1810 декабря 2025
Компании стали реже отправлять сотрудников в командировки и предпочитают селить их в отелях подешевле.
Спрос бизнеса на размещение сотрудников в отелях в рамках деловых поездок внутри России в сентябре–ноябре упал на 7% к осени 2024 года, рассказали "ДП" в компании "Аэроклуб". Продолжается перераспределение спроса в пользу более экономичных форматов.
Так, четырёхзвёздочные отели сохранили лидерство с долей 37%, на трёхзвездочные отели пришлось 28%, а сегмент пятизвёздочных отелей сократил свою долю до 8%. Спрос на перелёты в Петербург осенью 2025 года вырос по отношению к лету на 5%, но оказался ниже аналогичного периода прошлого года на 28%.
Договориться на месте
Эксперты указывают, что внутри страны "сливки" деловой активности традиционно снимают Москва и Петербург. Однако в последнее время заметен более активный интерес к региональным индустриальным кластерам и технопаркам. Например, вырос спрос на поездки в Казань, Екатеринбург, Тобольск, Нижний Новгород.
“
"Идут запуски новых линий, складов, сервисных, обучающих центров; бизнес переориентирует цепочки поставок и партнёрства. То же импортозамещение (или просто смена поставщиков и подрядчиков с европейских на азиатских, например) требует личных встреч и аудитов на месте. Ремонтов и настроек в том числе. Государственные меры поддержки (инфраструктурные проекты, программы развития туризма, льготное кредитование) дополнительно подтягивают инвестиции в регионы. Корпоративная логика тоже меняется: филиалы и проекты, как выяснилось, удобнее контролировать очно — отсюда регулярные выезды управленцев, инженеров, логистов, юристов. Параллельно расширяется MICE–карта", — поясняет исполнительный директор Союза агентств делового туризма Павел Васин.
Далеко и дорого
Управляющий директор компании "Аэроклуб" Юлия Липатова отмечает, что осень — традиционно высокий сезон в деловом туризме. Снижение спроса к осени 2024 года, по её мнению, связано с высокой базой прошлого года и отражает стабилизацию после периода повышенной активности.
Директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы для организации командировок и управления расходами "Ракета" Дарья Лукьянова–Зубрицкая рассказала, что, по её данным, минувшей осенью количество командировок петербургских компаний тоже снизилось — на 25% (считая регионы России и зарубежные направления) к сентябрю–ноябрю 2024 года. Непосредственно по России объём деловых поездок из Петербурга упал на 24%, за рубеж — на 29%.
Расходы петербургских компаний на командировки выросли на 10% к прошлогодней осени, средняя стоимость составила 30,3 тыс. рублей. В частности, авиабилеты в среднем подорожали на 20%, железнодорожные — на 15%, трансферы — на 5%.
Проживание в объектах размещения в среднем осенью 2025 года обходилось внутри России в 15,6 тыс. рублей за все ночи пребывания, в зарубежных локациях — в 83,1 тыс.
"Спрос поменялся и на внутренних направлениях, и на зарубежных. Например, число командировок в Москву в сентябре–ноябре год к году снизилось на 20%, Мурманск недосчитался 47% деловых туристов, Казань стала популярнее и получила минувшей осенью на 21% больше деловых поездок из Северной столицы, — говорит Дарья Лукьянова–Зубрицкая. — Из зарубежных направлений спрос в Поднебесную вырос на 22%, в Южную Корею — на треть. Германия и ОАЭ стали менее востребованы на треть, в Турцию состоялось на 40% меньше командировок".
Заграница для топов?
Иностранные командировки всегда были дороже внутренних. За рубеж больше ездит руководящий состав компаний — у них зачастую выше тревел–лимиты на проживание, что повышает итоговую сумму.

Впрочем, данные компаний разнятся. По оценке сервиса для организации деловых поездок "Островок Командировки", количество бронирований размещения бизнес–туристами из Петербурга на сентябрь–ноябрь 2025–го выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Юлия Липатова указывает, что если внутри страны растёт доля региональных поездок, то в зарубежном деловом туризме спрос сейчас смещается в сторону стран Азии и ближайшего партнёрского контура.
"В размещении заметна дифференциация: на внутренних направлениях компании чаще выбирают более экономичные форматы, тогда как зарубежные командировки обычно связаны с более статусными задачами и участниками, поэтому значительная часть размещений приходится на отели категорий четыре звезды и пять звёзд", — поделилась она.
В "Островке" заметили, что активнее всего сотрудников за рубеж осенью направляли компании из сфер торговли, IT и консалтинга, промышленной и инженерной сферы — это отрасли, которые традиционно поддерживают международное взаимодействие и нуждаются в очных встречах с партнёрами.
Наиболее популярными зарубежными направлениями стали Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Китай и Турция. Особо выделяется Белоруссия — спрос на деловые поездки в эту страну вырос в 2,6 раза.

