Теплоходы проекта А45-90.2 ("Виктор Астафьев" и "Андрей Дубенский") предназначены для перевозки 245 пассажиров в комфортабельных каютах на маршруте протяженностью до 5 тыс. км.
Автор фото: t.me/aoOCK
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) выиграла самый дорогой за последние три года спор со Средне-Невским судостроительным заводом ОСК.
В контракте на строительство двух пассажирских судов проекта А45-90.2 стороны договорились не считать международные санкции форс-мажорными обстоятельствами, освобождающими от ответственности за неисполнение обязательств.

Деньги есть, теплоходов нет

Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в Объединённую судостроительную корпорацию) должен выплатить ГТЛК 186,7 млн рублей за задержку строительства пассажирского судна класса "река-море" проекта А45-90.2 "Андрей Дубенский".
Арбитражный суд Москвы опубликовал решение 27 ноября, оно не вступило пока в законную силу.
Контракт на строительство двух пассажирских теплоходов проекта А45-90.2 "Андрей Дубенский" и "Виктор Астафьев" подписан в апреле 2020 года, его стоимость составила 5,3 млрд рублей, 4,7 млрд из которых ГТЛК перечислила верфи в качестве аванса.
Оба судна строятся для перевозки пассажиров по реке Енисей на маршруте "Красноярск – Дудинка – Красноярск". Ни одно из них до сих пор не передано заказчику, хотя по условиям контракта это должно было случиться в 2023-м и 2024 годах соответственно.
В конце марта портал PortNews процитировал заместителя руководителя по флоту администрации Енисейского бассейна внутренних водных путей Олега Дунаева, выразившего надежду на получение "Виктора Астафьева" в 2026 году. Сроки завершения строительства "Андрея Дубенского" публично не назывались.
В августе 2025 года заместитель председателя общественного совета при Минтрансе России, член комиссии Госсовета по направлению "Эффективная транспортная система" Илья Зотов просил председателя комитета по экономической политике СФ Андрея Кутепова и председателя комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы Евгения Москвичева взять строительство обоих судов под личный контроль.
Генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо на предложение прокомментировать решение московского арбитража и рассказать о планах завершения строительства теплоходов для Красноярского края к моменту публикации не отреагировал.
Торжественная церемония спуска головного пассажирского судна проекта А45-90.2 "Виктор Астафьев". Июнь 2024 года.
Торжественная церемония спуска головного пассажирского судна проекта А45-90.2 "Виктор Астафьев". Июнь 2024 года.
Автор: t.me/aoOCK

Все всё знали заранее

Портал "Электронное правосудие" показывает два текущих спора между ГТЛК и СНСЗ из-за судов проекта А45-90.2, оба слушаются в столичном арбитраже.
В июле суд взыскал с петербургской верфи 20 млн рублей за задержку строительства "Виктора Астафьева". ГТЛК требовала 215,9 млн, но арбитраж снизил сумму взыскания в 11 раз. В сентябре решение вступило в законную силу, но 28 ноября ГТЛК обжаловала его в кассационном суде — спор продолжается.
В споре по поводу "Андрея Дубенского" судья отказался снижать сумму взыскания со ссылкой на пункт контракта, в котором написано, что "введение Европейским союзом (ЕС) и Соединёнными Штатами Америки (США) санкций в отношении ответчика … и его поставщиков не является форс-мажорным обстоятельством, освобождающим … от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) … обязательств по контракту".
"Стороны контракта заранее предусмотрели, согласовали и приняли условие, что принятие санкций в отношении поставщика и иных лиц, участвующих в цепочке исполнения обязательства по поставке судна, не является форс-мажором", — написал судья в мотивировочной части решения.
Представители СНСЗ ссылались на заключение Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты (ТПП), по их мнению, подтверждавшее наличие форс-мажорных обстоятельств, позволяющих освободить их от ответственности.
Но суд решил, что заявление ТПП "является лишь доказательством наличия события, на которое ссылается сторона как на обстоятельство непреодолимой силы. Отнесение этого события к такому обстоятельству, оценка его влияния на возможность исполнения обязательства находится в компетенции суда, который решает данный вопрос исходя из конкретных обстоятельств дела".
"Ответчик … знал о наличии санкций, о необходимости осуществления закупок комплектующих иностранного производства … имел право не заключать контракт при несогласии с его условиями, следовательно, доводы … о наличии признаков чрезвычайности и непредотвратимости, необходимых для их признания в качестве обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) … противоречат фактическим обстоятельствам дела", — написано в судебном решении.
Непубличное акционерное общество "Средне-Невский судостроительный завод" (СНСЗ) зарегистрировано в Петербурге в январе 1992 года. Компания входит в государственную "Объединённую судостроительную корпорацию" (ОСК) и не публикует финансовую отчётность.
По данным СПАРК, уставный капитал СНСЗ составляет 3,5 млрд рублей.
Непубличное акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) зарегистрирована в ноябре 2001 года в городе Салехард Ямало-ненецкого автономного округа. Уставный капитал ГТЛК составляет 181,9 млрд рублей, выручка от продаж за 2024 год — 136 млрд.
ГТЛК подконтрольна министерству транспорта РФ.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.