Рынок пластической хирургии с каждым годом продолжает неуклонно расти. Так, только в 2024 он увеличился на 13,5%. Но дело не только в цифрах. За всё время своего развития в России изменились технологии и методики, эволюционировал сам подход к пластике, причём как среди пациентов, так и в профессиональной среде.
По данным ключевых игроков рынка, сегодня среди всего спектра эстетических операций, большая часть относится к омолаживающей хирургии. Многие технологии, которые сейчас применяются для пластики век, подтяжки тканей лба, начали широко применяться ещё в начале 1990-х годов. Однако буквально каждые несколько лет можно было наблюдать качественные изменения в применяемых методиках, что моментально отражалось на результате. Так, постепенно в практику вошла эндоскопическая техника, операции стали делаться преимущественно "закрытым путём" — без больших разрезов и дополнительного травмирования пациента, широкое распространение получили SMAS-техники.
"С 1990-х годов задача хирурга — сделать лицо естественным, помолодевшим, без видимых признаков операции, — рассказал на конференции "25 лет эстетической медицины: вызовы и перспективы" пластический хирург высшей категории, соучредитель Холдинга Grandmed Сергей Швырев. — Безусловно, за это время происходили трансформации в технической части, но суть всегда была одна: лицо молодеет, ткани поднимаются, следов не остаётся, и даже повязка после операции не нужна".
По словам эксперта, большие возможности перед хирургами открыл Deep Plane лифтинг, и в наши дни он продолжает набирать обороты. С Сергеем Швыревым согласилась Мария Волох, д.м.н., заведующая кафедрой пластической и реконструктивной хирургии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, подчеркнув, что это неслучайно. Данный метод имеет более 40 модификаций и помогает решать действительно сложные задачи, учитывать разные особенности лица, физиологии, образа жизни, а зачастую и исправлять недостатки ранее проведённых манипуляций.
В то же время, эксперты сошлись во мнении, что сегодня выбрать среди множества методик лучшую, в отрыве от хирурга, его опыта и физиологических особенностей пациента, невозможно.
Лейтмотивом же всей конференции стала тема помощи человеку через ежедневный труд и постоянное саморазвитие, движение вперёд, изучение новых техник. Поэтому особо было уделено внимание сохранению здоровья пациента. В частности, Марина Будковая, к.м.н., оториноларинголог-сомнолог, старший научный сотрудник отдела патологии верхних дыхательных путей, доцент учебно-методического отдела ФГБУ СПб НИИ уха, горла, носа и речи отметила, что 10% пациентов после первичной ринопластики отмечают периодическое нарушение дыхания или другие проблемы, источником или проводником для которых становится нос. В этой связи эксперт обратила внимание на необходимость мультидисциплинарного взаимодействия при проведении ринопластики.
В свою очередь, Вадим Брагилев, к.м.н, пластический хирург высшей категории, соучредитель Холдинга Grandmed заметил, что данному вопросу сейчас действительно уделяется большое внимание, а операции проводятся так, чтобы не просто сохранить все имеющиеся функции организма, но и значительно улучшить уровень жизни пациента в целом. Эксперт также рассказал, что имеющиеся технологии и квалификация докторов в наши дни могут решать многое, в том числе, делать маммопластику с коротким рубцом, например, даже при гигантомастии. Причём современные методики позволяют не просто скрыть шов, но и предупредить птоз тканей на долгие годы вперёд.
То, насколько медицина продвинулась в последние годы и как возрос профессионализм специалистов, наглядно продемонстрировал врач высшей категории, почётный профессор Центра Илизарова, пластический хирург и ортопед Казбек Кудзаев, показав, как происходят операции по устранению тяжелейших патологий ДЦП, варусной деформации конечностей, удлинению ног и даже реплантации лица. Причём инновационные подходы позволяют работать как с 12-дневным младенцем, так и с пациентами, которым более 100 лет. Кроме того, эволюция врачебного мастерства позволяет избегать эстетических операций, которые заведомо вредят здоровью. Так, если раньше, чтобы уменьшить талию, хирурги удаляли нижние рёбра, то сегодня уже запатентована и успешно применяется технология их надсекания и надламывания через небольшие надрезы на спине. После чего пациенту надевается корсет и рёбра сами срастаются в эстетически красивом положении.
Не менее важно, что одновременно с квалификацией растёт и количество специалистов: опыт передаётся из поколения в поколение, и каждый хирург помнит своих учителей. Например, если 25 лет назад Grandmed начинался с 12 человек, то сегодня это уже серьёзная структура, где трудится 80 докторов.
Но самое главное, чтобы у каждого врача, вне зависимости от его места работы, на вопрос "неужели ничего нельзя сделать?", всегда был положительный ответ, отметил Казбек Кудзаев. Потому что именно желание помочь человеку, испытать себя, научиться новому, вырасти профессионально делает каждого специалиста Профессионалом с большой буквы и открывает перспективы для будущих поколений.

