Норвегия рассматривает возможность выхода из европейской энергосистемы из-за "непомерных аппетитов" Германии.
Об этом заявил министр энергетики Норвегии Терье Осланн изданию Euractiv.
По его словам, настойчивое стремление Берлина установить единую цену на электроэнергию на всей территории Германии приводит к росту счетов для норвежских потребителей и вытеснению Норвегии с европейского рынка электроэнергии.
Осланн заявил, что немцы с договорами на электроснабжение по фиксированной цене не замечают краткосрочных скачков цен на электроэнергию, но в Норвегии, где в 9 из 10 домохозяйств заключены договоры на электроснабжение по биржевым ценам, ощущают всплеск цен болезненно.
В период пикового спроса только за принятие душа в Норвегии можно заплатить более 4 евро.
По словам Осланна, энергетическая система Европы сильно изменилась с 1975 года, когда из Норвегии в Данию были построены энергокабели Skagerak 1 и 2: тогда датская энергосистема работала на угле, а не на ветре, и на север в Норвегию тоже направлялись излишки электроэнергии.
Но сейчас европейские страны подключают к сети всё больше производителей возобновляемых источников энергии — зависимые от погодных условий ветряные и солнечные электростанции, что сделало Норвегию с её стабильной гидроэнергетикой крупным нетто-экспортёром электроэнергии.
С 2000-х годов экспорт электроэнергии из Норвегии в ЕС увеличился почти в 3 раза, в Европу ведут шесть энергосоединений, но система перестала быть для норвежцев взаимовыгодной.
Корнем проблемы Норвегия считает Германию.
Большой спрос на электроэнергию и географическое положение сделали ФРГ центром европейской электроэнергетической системы, однако в Германии действует единая ценовая зона в отличие от стран Северной Европы, которые давно разделили свои сети на отдельные зоны, а цена на электроэнергию варьируется в зависимости от региона. Так было сделано, чтобы поддерживать потребление как можно ближе к месту производства электроэнергии.
Германия же выступает против разделения своей огромной ценовой зоны на части, так как не хочет, чтобы завод Volkswagen на севере и завод BMW на юге страны платили за электроэнергию по разным тарифам. Поддержание такой системы обходится не только Германии, но и её соседям в миллиарды евро.
Норвежский министр намекнул на то, что Осло, а также Стокгольм и Хельсинки "начинают уставать от того, что континентальная Европа всегда ждёт помощи с севера, когда ветер стихает или не светит солнце".
По его словам, хоть Норвегия и не входит в Евросоюз, но имеет значительное влияние в Брюсселе, и вместе со Швецией и Финляндией будет оказывать давление на Европу, чтобы она увеличила свои базовые мощности производства электроэнергии.
“
"Гидроэнергетическая система Норвегии не в состоянии самостоятельно покрывать дефицит базовой мощности в Европе", — заявил Осланн.
К европейской энергосистеме в феврале этого года подключились Эстония, Латвия и Литва, которые вышли из общего с Россией и Белоруссией энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Это привело к всплеску цен на электроэнергию в прибалтийских странах.
Колебания цен на электричество всё чаще ощущают и в Финляндии, а финнов призвали принять то, что времена дешёвого электричества остались в прошлом.
В ноябре Финляндия досрочно ввела в эксплуатацию новое энергетическое соединение в Швецию Aurora Line: существующие финско-шведские соединения работают на пределе.

