Мы поедем, мы помчимся: как изменился спрос и география делового туризма

Петербург и Москва уступили Сибири в топ-5 деловых авиамаршутов в 2025 году
Автор фото: Лидия Верещагина
Популярными маршрутам для деловых поездок в 2025 году командировки из Москвы в Сибирь
Популярными маршрутам для деловых поездок в 2025 году командировки из Москвы в Сибирь
В 2025 году самыми популярными для деловых поездок стали авиамаршруты, связывающие Москву с Восточной Сибирью и Поволжьем, следует из данных платформы "Инновационная мобильность" ("РЖД-Цифровые пассажирские решения").
Коммерческие связи отдали пальму первенства производственным, отмечают в РЖД.

Самолётами в Сибирь: новые маршруты

Так, если в 2024 году в топ-5 доминировали авианаправления между Москвой, Петербургом и основными урало-сибирскими мегаполисами России (Екатеринбург, Новосибирск), то в 2025 году список возглавили маршруты, связывающие Москву с городами в Восточной Сибири и Поволжье.
Этот же тренд демонстрирует и статистика по изменениям в пятёрке городов — лидеров по количеству в них командировок: кратно растут поездки в города Сибири и в Уфу. Спрос на командировки в Иркутск вырос в 6 раз, а в Уфу и в Красноярск — более чем на 200%.
В целом, если говорить о спросе на командировки самолётом, в 2025 году аналитики зафиксировали четырёхкратный рост (399%), если сравнивать его с прошлогодними показателями.
Этот тренд объясняют выходом на первый план бизнес-задач, которые требуют оперативного решения на больших расстояниях. Для сравнения: количество деловых поездок на железнодорожном транспорте увеличилось в 2025 году на 244%, а на автобусах — на 201%.
Вылеты в 2025 году стали планировать заранее. Как следует из представленных данных, бизнес-путешественники выкупают авиабилеты за 40 дней до вылета, тогда как в 2024 году — в среднем за 16 дней. При этом количество тех, кто, отправляясь в командировку, покупает билет на поезд буквально в последний день, напротив, увеличилось почти на треть, с 9,33% до 12,22%. Средний срок бронирования вырос практически по всем видам транспорта, отмечают аналитики.
И ещё одна примета 2025 года. Доля женщин, которые покупают авиабилеты в служебных целях, снизилась вдвое по сравнению с 2024-м. Они, если верить исследованию, предпочитают железнодорожный транспорт (рост на 4%) или автобусы (рост почти в 1,5 раза).
Анализ дней отправления в командировки тоже выявил интересную особенность: если пассажиры самолётов и поездов предпочитают начинать поездки в середине недели (вторник-среда), то самые активные продажи автобусных билетов приходятся на воскресенье. Это говорит о том, что деловые путешественники, выбирающие автобус, закладывают дополнительный день на дорогу, чтобы к понедельнику быть на рабочем месте.

Столицы, форумы, плацкарт

Обновилась и региональная карта деловой активности на железной дороге. В спросе железнодорожные билеты в Казань, Красноярск и Нижний Новгород. Основной объём железнодорожных поездок — у обеих столиц.
Перевозки деловых пассажиров по направлению из Петербурга в Москву достиг показателя 25,4%, в обратном направлении — 24,9%. В пятёрку популярных направлений вошли также поездки из Москвы в Нижний Новгород и обратно, а также из Казани в Москву.
Несмотря на увеличение экономической активности и числа деловых поездок, российские компании стали чаще выбирать более экономичные варианты проезда в поездах.
"Это не снижает комфорта в ходе непродолжительных или дневных переездов, но позволяет значительно сократить командировочные расходы. Данный тренд привёл к увеличению доли билетов в общие вагоны и плацкарт в общем объёме продаж РЖД", — сообщают аналитики ООО "РЖД-Цифровые пассажирские решения".
По данным аналитиков, на 189,5% выросла доля продаж билетов в общие вагоны, на 39,3% — в плацкартные, а продажи в купе сократились почти на 12%.
Деловые поездки всё чаще становятся частью политики лояльности компании и корпоративной культуры в целом, ранее об этом сообщал "ДП". Петербург до сих пор входит в число самых популярных городов для деловых командировок.
В пресс-службе Октябрьской железной дороги (ОЖД) рассказали "Деловому Петербургу", что спрос на места в бизнес-классе устойчив, независимо от дат проведения крупных мероприятий и форумов в Санкт-Петербурге.
Итого в первые 9 месяцев 2025 года первым классом в поездах "Сапсан" перевезено 88,8 тыс. пассажиров, бизнес-классом — 342,6 тыс. пассажиров. В пресс-службе ОЖД отдельно подчёркивают, что РЖД ежегодно назначают дополнительные высокоскоростные поезда "Сапсан" в период проведения Петербургского международного экономического форума.
Если говорить об отдельных периодах, то в дни проведения Международного юридического форума (ПМЮФ) на маршруте между Москвой и Петербургом перевезено 90 тыс. пассажиров (на уровне прошлого года), в дни ПМЭФ — 155,7 тыс. пассажиров, что на 9,6% больше прошлогоднего уровня, в дни Международного газового форума пассажиропоток увеличился на 15,8%, до 123 тыс. пассажиров.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.