Впервые в практике Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти утверждён совместный план реструктуризации задолженности супругов в рамках процесса об их несостоятельности. Суд объединил в одно производство дела о банкротстве ИП Андрея Полякова и его супруги Натальи. Общий размер их задолженности перед кредиторами — 682,7 млн рублей.
Супруги предложили план реструктуризации долгов на 36 месяцев. В частности, за счёт сдачи недвижимости, которой владеет Андрей Поляков, за этот период может быть погашено 21,4% его личного долга, а за счёт сдачи в аренду недвижимости Натальи Поляковой — 15,5% её личного долга.
При этом, как следует из материалов дела, оставшуюся сумму планируется погасить за счёт активов ООО "Мега Фуд", ООО "Мясное подворье" и ИП Поляков Ю.С., совокупная стоимость которых составляет 453,7 млн рублей. Такое решение арбитраж принял, несмотря на возражения финансового управляющего супругов и одного из кредиторов — банка ВТБ.
В пользу такого подхода суда сыграл довод о том, что в случае рассмотрения банкротного дела всей группы, включающей супругов и принадлежащие им компании, которые, к слову, также находятся в процедуре банкротства, эта группа не обладала бы признаками несостоятельности, если исходить из общей стоимости имущества.
По мнению экспертов, ранее суды не применяли критерий материальной консолидации в делах о банкротстве физических лиц. И если данный подход устоит в вышестоящих инстанциях, то для бенефициаров компаний, часто обеспечивающих исполнение обязательств своих бизнесов за счёт личных поручительств, откроются новые возможности для реабилитационных процедур и сохранения бизнеса.

Этот тренд, заданный в Петербурге, находится в русле политики Верховного суда РФ и законодателей, стремящихся изменить общий вектор банкротных процедур — от ликвидационных к реабилитационным. И хотя доля таких дел пока незначительна (особенно за исключением физических лиц), эксперты отмечают положительную динамику.
Однако это не единственная тенденция, которая потенциально может оказать влияние на банкротную практику Северной столицы и Ленобласти в следующем году. По мнению экспертов, следует ожидать увеличения активности банков в процедурах банкротства. В текущем году многие банки разработали стандарты контроля в этих процедурах. Будущий год подстегнёт рост интереса кредитных учреждений к возврату кредитов в рамках процессов о несостоятельности, что обусловлено падением прибыли банковского сектора, прогнозируют эксперты.
По мнению специалистов, многие предприниматели привлекали кредиты по высоким процентам, жертвуя прибылью или даже уводя компанию в убытки, рассчитывая на последующую реструктуризацию при снижении ключевой ставки. Однако значительного снижения не произошло, и уже видно, что некоторые компании без запаса прочности на конец текущего года демонстрируют признаки неплатёжеспособности.
Предстоящее увеличение налогового бремени, в частности уменьшение порога дохода для применения освобождения от НДС, скорее всего, приведёт к росту корпоративных банкротств, связанных с задолженностью перед бюджетом. Неготовность малого бизнеса к работе с НДС в сочетании с прогнозируемым бюджетным дефицитом в 2026 году создаст основу для множества корпоративных банкротств в ближайшие годы.
В следующем году усилятся некоторые уже существующие тренды — например, тщательное исследование судами реальных причин дефолтов копаний. Как полагают эксперты, анализ финансового состояния должника перестанет быть формальным документом. Уже сегодня суды интересуются реальными внутренними причинами банкротства, необходимостью углублённой проверки наличия (или отсутствия) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также детальным подходом к анализу сделок должника.
К слову, к таким сделкам эксперты относят и сделки "за счёт должника", которые суды продолжат толковать расширительно. К примеру, к таким сделкам стали относить также сделки третьих лиц, аффилированных с должником (например, когда актив изначально был записан должником на подконтрольное лицо и формально никакой связи с должником не имеет).
Ещё одной новеллой является интерес участников банкротных процессов к медиации. Сами процедуры сохраняли и сохраняют высокий уровень конфликтности: разногласия возникают между кредиторами и должником, среди самих кредиторов, между кредиторами и арбитражным управляющим и т. д. И медиация вполне может помочь найти взаимоприемлемое решение для всех сторон конфликта, что ускорит процедуру или же вообще поможет её завершить заключением мирового соглашения.
Из трендов текущего года стоит обратить внимание на утверждение судами локальных планов реструктуризации долгов физлиц, обеспеченных ипотечным жильём, даже при наличии возражения кредиторов. Это относительно новая практика, появившаяся пару лет назад. Смысл этого института заключается в том, чтобы сохранить единственное жильё должника, даже если оно передано в ипотеку, то есть на него не распространяется исполнительский иммунитет. Особенностью такой практики является то, что локальный план реструктуризации не ограничен сроком 3 года и может предусматривать гораздо более длительный период. Иными словами, ипотечные кредиторы процедурно лишаются права обанкротить должников–граждан.
Кроме того, по мнению экспертов, по–прежнему процессы о несостоятельности использовались "для расшивки" корпоративных конфликтов.
“
Количество корпоративных банкротств возрастёт. Это связано с высокой реальной инфляцией и ключевой ставкой, недоступностью банковского кредитования для малого и среднего бизнеса, падением потребительского спроса и переходом на модель сбережения со стороны рядовых покупателей.

Арутюн Саркисян
руководитель антикризисной и банкротной практики "Некстонс СТП СПб"
“
Если существенных изменений макроэкономических условий не произойдёт, лавинообразного роста корпоративных банкротств ожидать не стоит. По сравнению с текущим годом мы прогнозируем умеренное увеличение их количества. Кроме того, правительство может ввести мораторий на банкротство в отдельных секторах экономики, прежде всего в экспортно ориентированных отраслях, не сумевших оправиться от потери европейских рынков сбыта.

Алексей Девятов
юрист юридической компании "Иммунитет"
“
Количество судебных банкротств граждан, скорее всего, вырастет, что соответствует динамике последних 10 лет. Причина этого скорее не в самой процедуре, а в том, что банкротство стало "товаром", который массово продаётся на рынке, — законодателю пришлось даже регламентировать правила рекламы услуг по банкротству граждан. При этом сами граждане зачастую не понимают, что собой представляет процедура банкротства и какие последствия могут их ожидать.

Даниил Анисимов
старший юрист NAVICUS.LAW

