Счётчик крутится, Zara ждёт: Литва из-за застрявших фур подвела крупных клиентов

Автор фото: ГТК Белоруссии
Литовские фуры на одной из спецстоянок в Белоруссии.
Литовские фуры на одной из спецстоянок в Белоруссии.
Кризис с застрявшими в Белоруссии фурами из Литвы из-за закрытой литовско-белорусской границы не разрешился.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене заявила в четверг, 13 ноября, что граница закрыта "не просто так, а из-за гибридной атаки", дипломатические службы Литвы готовы к работе над вопросом, но переговоры с Минском Вильнюс пока не ведёт, а послал Минску "сигнал" об условиях для открытия границы.
Таможенный комитет Белоруссии в свою очередь показал тысячи грузовиков, которые отогнал на четыре платные спецстоянки, а также объявил о том, что помимо этих 1045 фур ищет водителей ещё порядка 220 большегрузов, брошенных на обочинах. Им грозят штрафы.
Еврокомиссия, куда пожаловалась Литва на действия Белоруссии, заявила об "обеспокоенности сложной ситуацией" и призвала белорусские власти предоставить всем водителям необходимое жильё, доступ к питанию и санитарным услугам.
Литовские перевозчики, оказавшиеся заложниками ситуации, заявили, что правительство должно было не упрекать их в "слишком острой реакции", а знать, сколько грузовиков застрянет в Белоруссии после закрытия границы.
Генеральный секретарь Международного альянса транспорта и логистики (TTLA) Повилас Дрижас отметил, что власти должны были вести прямой диалог с транспортными компаниями, а не ограничиваться публичными заявлениями через СМИ.
"Мы принимали риски, связанные с транзитом через Беларусь, но никто не оценил, какие риски могут исходить от собственного государства — что границу просто закроют", — заявил Дрижас (цитата по LRT).
Он отметил, что литовские транспортные компании не занимаются торговлей с Белоруссией, а обеспечивают транзит между странами Средней Азии и Евросоюза, причём среди клиентов литовских перевозчиков — международные корпорации, например испанский бренд Zara.
"Мы везём не какие-то поддоны с плиткой. Это действительно мировые клиенты, которые сейчас задают вопросы, а мы отвечаем: границу закрыли не мы, перевозчики, но ситуация такая, придётся подождать", — сказал он.
Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков Linava заявила, что уговорила компании, входящие в состав организации, не прибегать к крайним мерам (ранее они угрожали перекрыть дороги в Вильнюсе и Брюсселе), однако за действия отдельных дальнобойщиков не ручается.
Телеканал 15min сообщает, что некоторые литовские водители уже бросают свои машины в Белоруссии и отправляются работать в Польшу.
Вице-президент Linava Олег Тарасов заявил, что, помимо того что литовские грузовики не могут вернуться домой, одной из самых больших проблем является оплата сборов за их содержание на платных спецстоянках в Белоруссии.
Около 1 млн евро, по его словам, за все застрявшие грузовики придётся платить белорусской компании "Белтаможсервис", находящейся под санкциями ЕС. И у властей Литвы пока нет ответа на вопрос, как литовским перевозчикам выходить из этой ситуации.
По словам Дрижаса, пока рано говорить о конкретных потерях в секторе, но компании исходят из того, что один день стоянки грузовика обходится в 300 евро.
"Но мы ведём подсчёты потерь. Счётчик крутится", — отметил он (цитата по Lrytas).
Альянс TTLA объединяет 25 крупных литовских транспортных и логистических компаний, работающих не только в Литве, но и в Европе, Азии и других регионах. Linava объединяет более 700 небольших транспортных компаний.
Литовские перевозчики уже отмечали, что остановка транзита через Белоруссию из-за закрытия границы может иметь долгосрочные последствия для экономики Литвы. Страна потеряет статус транзитной страны, а грузы пойдут через Польшу и Латвию.
Застрявшие грузовики в Белоруссии помещены на платные спецстоянки: Белоруссия установила тариф в размере 120 евро в сутки и оставляет за собой право конфисковать этот транспорт.
Возвращение фур в Литву через другие страны невозможно: Белоруссия приняла постановление о пропуске большегрузов только через КПП на литовско-белорусском участке груницы.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.