Бак наполовину полон: почему выросли цены на бензин в Петербурге

Бензин в Петербурге подорожал на 7% с начала года
Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"
Рост цен на топливо по итогам года может
превысить уровень инфляции в стране
Рост цен на топливо по итогам года может превысить уровень инфляции в стране

К осени бензин в Петербурге вырос в цене на 7% с начала года, в Ленобласти — почти на 9%. Автозаправки восстанавливают рентабельность продаж горючего, хотя она остаётся низкой.

По данным Петростата, в городе больше всего подорожал бензин марки АИ–92, стоимость которого повысилась на 7,2% относительно прошлогоднего декабря и составила 59,79 рубля за литр в сентябре этого года. АИ–95 подорожал на 6,9%, до 65,07 рубля, дизельное топливо — на 3,5%, до 72,17 рубля.
В соседнем регионе цены выросли сильнее. Литр АИ–92 прибавил в цене 9,5%, дойдя до 60,29 рубля. АИ–95 подорожал на 8,2%, до 64,82 рубля, ДТ — на 4,7%, до 71,81 рубля.
С конца октября на российском рынке после 2 месяцев отрицательных значений начала восстанавливаться рентабельность продаж бензина на АЗС. Согласно подсчётам компании "ОМТ–Консалт", за прошлую неделю средняя маржинальность на АИ–95 увеличилась на 0,53 рубля за литр, на АИ–92 — на 0,55 руб./л, на ДТ — на 0,48 руб./л. Статистика не включает данные по Дальневосточному федеральному округу.
На Северо–Западе по состоянию на понедельник, 10 ноября, средняя маржинальность на АИ–95 составила 0,18 руб./л (+0,56), АИ–92 — 0,51 (+0,8). Показатель "дизеля", напротив, снизился на 0,33, до 5,57.

Оптовые цены стабилизировались

Как отмечает эксперт топливного рынка Анастасия Бунина, рентабельность выросла из–за стабилизации цен в оптовых закупках.
"Главным индикатором всего этого процесса выступают автозаправочные станции вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые уже подняли ценник на бензин и на дизельное топливо. Соответственно, теперь появился действительно очень неплохой запас по рентабельности продаж", — объясняет она.
Как правило, все цены на АЗС так или иначе привязаны с разной маржинальностью к торгам на Санкт–Петербургской товарно–сырьевой бирже.
"Сейчас говорить про повышение цены на бензин не приходится, потому что, во–первых, сезон спал, большого потребления нет. Что касается дизельного топлива, я думаю, оно ещё подрастёт. Потому что сейчас идёт переход с летнего на межсезонное, с межсезонного на зимнее потребление. Но здесь ключевую роль будет играть политика ценообразования ВИНК. В моём понимании ещё копеек на пятьдесят дизельное топливо подорожает. И это, скажем так, мои достаточно оптимистичные прогнозы", — добавляет Анастасия Бунина.
Как отмечает президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Марат Муртазин, в течение года рентабельность была относительно высокой, но в августе началось резкое подорожание бензина и ДТ, связанное со спросом и выводом НПЗ на ремонт. В результате сформировался дефицит.
"У нас в конце прошлого месяца было снижение стоимости топлива. В большей степени по летнему дизельному топливу, что было связано со сменой сезона, но по АИ–92 и АИ–95 тоже снизилось, сейчас продолжает снижаться", — отметил Марат Муртазин.
Он уточнил, что падение оптовых цен отразится на рознице через некоторое время. "Топливо покупается на заводе по правилам биржевых торгов, — объясняет глава Нефтяного клуба. — Отгрузка может быть осуществлена в течение 30 дней после сделки. И этот товар ещё должен дойти до потребителя. Соответственно, цены, которые сейчас несколько припали, “приедут” к нам только в течение месяца".
Пока рентабельность на АЗС по трём видам топлива близится к нулю, считает Муртазин. Если же объединить все продажи (не только топливо), то они дают небольшую маржу.
Со стороны Минэнерго и городских властей были предприняты шаги, чтобы не допустить роста цен на топливо. Так, шаг на бирже, в котором поставщик может увеличивать цену, составляет 0,01%, и эта мера продлена.
Маржинальность также зависит от затрат АЗС, которые составляют примерно 8 рублей на литр.

Ситуация под контролем

Как отмечают в ГК "Автодом", рост цен на бензин на 3–7% в Петербурге за полгода отражает общие тенденции на рынке, когда оптовые цены значительно опережают розничные, а независимые АЗС сталкиваются с убытками и угрозой закрытия. Несмотря на то что цены на бензин с января по сентябрь 2025 года выросли выше уровня инфляции, их рост не компенсирует увеличение издержек.
"Сегмент АЗС переживает кризис, особенно в части независимых операторов. Чтобы закупать топливо через биржу, необходимо заключить ряд договоров и получить соответствующую квалификацию. Независимые АЗС обычно не работают с биржей напрямую — они приобретают топливо у трейдеров, что обходится дороже, чем закупки у ВИНК. Также существуют перебои с поставками, ведь сроки отгрузки топлива на бирже выросли до 1,5–2 месяцев, а объёмы поставок существенно ниже договорных. В период с 28 июля по 22 сентября 2025 года число работающих АЗС в России сократилось на 360 объектов (2,6%), причём среди независимых сетей сокращение составило 4,1%. В регионах с преобладанием независимых сетей АЗС объёмы продаж сохраняются только при высоких розничных ценах, что снижает их конкурентоспособность", — подчёркивают в компании.
Однако в Петербурге независимые АЗС представлены не слишком широко. А на цены ВИНК влияет демпфирующий механизм, по которому государство выплачивает нефтяникам субсидию, мотивируя их поставлять больше топлива на внутренний рынок, а не на экспорт.
Комитет по энергетике Петербурга оценивает ситуацию с обеспечением города топливом как стабильную. Чиновники постоянно отслеживают уровень запасов на нефтебазах и заправках. В ведомство не поступало информации о каких–либо проблемах, связанных с поставками нефтепродуктов, подчеркнули там.
"Для оперативного реагирования на любые возможные изменения мы ежедневно предоставляем актуальные данные о ситуации в Санкт–Петербурге в Центральное диспетчерское управление топливно–энергетического комплекса Минэнерго России. В случае необходимости будет немедленно создан региональный штаб по обеспечению города нефтепродуктами. Комитет продолжит следить за ситуацией и принимать все необходимые меры для стабильного топливообеспечения Санкт–Петербурга", — заявили в Смольном.

Останется ли в России сеть Teboil

Не повлияют на ситуацию со снабжением топливом и сложности, возникшие в соседней Финляндии у сети АЗС Teboil. В Петербурге и Ленобласти действуют 72 заправки Teboil, следует из данных "2ГИС".
Teboil Oy принадлежит российскому "Лукойлу" с 2005 года. 22 октября 2025 года Минфин США включил "Роснефть", "Лукойл" и 34 дочерние структуры компаний в новый пакет санкций, все операции с ними должны быть завершены до 21 ноября. На этом фоне владельцы АЗС, работающих в Финляндии под брендом Teboil, предупредили о риске скорого закрытия заправок из–за проблем с оплатой и поставками топлива. Издание Helsingin Sanomat сообщало, что на фоне санкций у клиентов Teboil не проходят платежи по корпоративным картам АЗС.
О плачевном состоянии дел с сетью АЗС в Финляндии заявил директор по маркетингу и коммуникациям Teboil Тони Фликт.
"Новых поставок топлива не будет, а баки на автозаправочных станциях будут опустошены. В настоящее время на некоторых станциях уже закончились определённые сорта топлива, и количество таких станций увеличивается с каждым днём", — сказал представитель компании.
АЗС сети Teboil в Финляндии управляют независимые предприниматели, рассказал "ДП" заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрий Гусев.
"А сейчас эти франчайзинговые соглашения независимых предпринимателей и Teboil Oy, которая принадлежит российскому “Лукойлу”, заканчиваются. Независимые предприниматели Финляндии “перекрасят” АЗС под другого поставщика бензина и продолжат работу. Есть разъяснения от министерства энергетики США, что все санкционные ограничения распространяются только на объекты, находящиеся на территории США, а не на всех прочих", — разъяснил Гусев.
В 2022 году сеть АЗС Teboil вошла в Россию. По планам менеджмента ООО "Тебойл Рус" до конца 2025 года автозаправочная сеть Teboil будет насчитывать уже более 450 современных станций. "ДП" запросил пресс–службу "Лукойла" о планах по развитию сети, но ответ на запрос так и не поступил.
АЗС Teboil реализуют широкую топливную линейку, смазочную продукцию под брендом Teboil производят в российском Торжке. Новейшее оборудование иностранного производства обладает мощностью до 240 тыс. тонн в год, сообщается на официальном сайте российской Teboil.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что закрытие заправок Teboil в России — маловероятный сценарий. "Но сбрасывать такой вариант со счетов не стоит. И он, конечно, будет зависеть от действий головного офиса “Лукойла”, а не от руководства США. Компания может продолжить функционирование под прежним брендом либо сменить название", — прокомментировал он.
Основными причинами роста цен на топливо, особенно летом 2025 года, являются дефицит предложения бензина, особенно марки АИ–95, связанный с ремонтно–восстановительными работами на нефтеперерабатывающих заводах России, что происходило на фоне пикового спроса на бензин в период отпусков, а также перекрёстных закупок топлива нефтяными компаниями друг у друга. Кроме того, мог сыграть роль и запрет на экспорт топлива, из–за чего нефтяные компании стремились увеличить свои доходы на продажах внутри страны. Также на рост цен могли повлиять и проблемы с доставкой топлива на АЗС, поскольку возрос спрос со стороны оборонно–промышленного комплекса и сельскохозяйственного сектора, в силу чего наблюдался дисбаланс между оптовыми и розничными каналами сбыта. В отдалённые регионы доставка топлива и без того сложна в силу дефицита специализированного подвижного состава и перегруженности железных дорог, а количество топливных операторов заметно ниже, чем в центральных регионах. На рентабельность продаж топлива как в СЗФО, так и по всей стране повлиял существенный рост биржевых цен на топливо. И если крупные операторы в этом случае смогли удержать свои рыночные позиции даже в условиях отрицательной рентабельности, то мелким независимым АЗС стало просто невыгодно продавать бензин по розничным ценам, что привело к их закрытию или временной приостановке продаж топлива. Следует отметить, что к осени ситуация заметно исправилась, а рентабельность продаж стала поэтапно восстанавливаться и выходить на положительные значения. Ожидается, что к концу 2025 года общее количество АЗС в России может увеличиться на 1–3%. При этом основной рост обеспечат именно независимые операторы, тогда как число станций, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), продолжит снижаться. Всё это порождает довольно высокий уровень конкуренции на рынке и обеспечивает сдержанный рост цен.
Александр Дмитриев
заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге, доктор экономических наук
Сейчас идёт процесс нормализации ситуации. Отсюда мы видим тренд на то, что восстанавливается доходность по бензину. Безусловно, это происходит и в силу того, что у нас высокий сезон закончился, ну и плюс, конечно, активные действия со стороны регуляторов, повышенный фокус внимания на топливном рынке. Это, безусловно, тоже свою лепту внесло. Были локальные дефициты, которые заключались в недостатке топлива для независимых операторов, в том числе и у нефтяников были проблемы. Но такого, что люди не могли купить топливо, — такой ситуации удалось избежать. Понятно, что были регионы, где ситуация сложнее, это Дальний Восток и Крым. Так или иначе, кризисные тенденции, кризисные факторы наблюдались по всей стране. Что касается Санкт–Петербурга, Ленинградской области, то здесь не исключение, здесь тоже были свои сложности, особенно после остановки Киришского завода. Если какой–то завод внепланово останавливается, это вносит определённый дисбаланс в снабжение регионов, приходится делать замещение, то есть какие–то объёмы для насыщения рынков, оставшихся без поставок, должны браться. И собственно, это перераспределение, конечно, к разбалансировке не системной, но к локальной приводит. Именно поэтому мы и говорили, что локальные дефициты имеют место. По итогам года рост цен на топливо, как и всегда, будет в рамках инфляции. Обычно ниже инфляции, но в этом году допускаю, что может быть либо вровень с инфляцией, либо чуть–чуть выше.
Павел Баженов
президент Независимого топливного союза
В России никаких проблем снабжать АЗС под брендом Teboil бензином нет, так как на АЗС продаётся топливо российских НПЗ, принадлежащих "Лукойлу", плюс некоторый объём других российских производителей. С другой стороны, непонятен статус бренда — не захочет ли "Лукойл" в принципе от него избавиться, тогда и российские АЗС сменят бренд на "Лукойл" или какой–то новый, который так же, как и сейчас Teboil, будет позиционироваться как премиальный.
Сергей Фролов
управляющий партнёр NEFT Research
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.