Дайте дорогу: КАД–2 снова наехала на коттеджи и участки жителей Ленобласти

В Ленобласти снова начали отказывать в регистрации участков в зоне будущей КАД–2
Автор фото: ТАСС

В этом году завершается проектирование первого этапа КАД–2. Жители уже ощущают негативные последствия — они не могут зарегистрировать объекты недвижимости в зоне будущей трассы.

На прошлой неделе с редакцией "ДП" связалась жительница коттеджного посёлка "Берёзовка" во Всеволожском районе Ленобласти и предоставила два уведомления Росреестра о блокировке сделок на участках в границах будущей трассы КАД–2. Дома, о которых идёт речь, согласно документам, попадают в так называемую "буферную зону" и поэтому их не могут зарегистрировать.
На недавней встрече губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко с депутатами Законодательного собрания было заявлено обратное: все заявки жителей регистрируются, утверждал председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Денис Седов.

Почему возникли проблемы с регистрацией в Росреестре

"ДП" попросил прокомментировать ситуацию пресс–службу правительства Ленобласти, но там корреспондента переадресовали в Росреестр. В ведомстве сообщили, что ограничения на регистрацию для земель сохраняются только на первый этап строительства КАД–2.
В Ленобласти не так легко найти свободные участки для новой трассы
Автор: Антон Ваганов/"ДП"
"В соответствии с законодательством, если представленные документы не позволяют снять основания для приостановления, по итогу выносится решение об отказе. По второму этапу ограничения полностью сняты. Учётно–регистрационные действия в этой зоне возобновлены в полном объёме", — говорится в ответе пресс–службы Росреестра.
В ведомстве уточнили, что государственные регистраторы ориентируются на актуальные публичные данные. В рассматриваемом случае это проект новой федеральной схемы территориального планирования (СТП) в области транспорта на сайте ФГИС ТП, который включает первый этап КАД–2.
"Если на основании этой трассировки участок потенциально входит в зону планируемого строительства, направляется межведомственный запрос в компанию “Росавтодор”. Два упомянутых вами отказа были приняты исключительно на основании официальной информации, поступившей от “Росавтодора”, о том, что данные объекты расположены в зоне действия ограничений первого этапа и находятся на минимальном расстоянии от оси КАД–2", — добавили в Росреестре.
В "Росавтодоре", однако, говорят, что госкомпания предоставляет справочную информацию в части расстояния от испрашиваемых земельных участков до оси планируемой к размещению КАД–2.
"Заключения, направляемые Государственной компанией в адрес Управления Росреестра по Ленинградской области, могут носить исключительно информационный характер с учётом планируемого размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, реализация которых предусмотрена Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010–2030 годы)", — пояснили "ДП" в пресс–службе "Росавтодора".
Депутат Законодательного собрания Ленобласти Иван Апостолевский считает эти обстоятельства незаконными.
"Если человек регистрирует свой участок или дом — это его право, гарантированное законодательством. Меня в целом удивляет, почему такая практика может быть. Юридических оснований тут я не вижу, сейчас ещё только предпроектная стадия. Нельзя на основании того, что мы будем что–то строить, взять и сказать, что нельзя зарегистрировать участок. К тому же сложилась позитивная практика, когда суды встают на сторону жителей", — говорит депутат.
Жительница "Берёзовки" уточняет, что помимо незарегистрированных участков в посёлке (всего их пять) к буферной зоне относятся около 15–20 домов, где проживают многодетные семьи. Для многих это жильё — единственное, и они тоже находятся в зоне риска сноса. Жители предлагали сдвинуть трассировку и даже рисовали схемы в социальных сетях, но, как объяснили они "ДП", с официальными заявлениями никуда не обращались.
"Этот проект затрагивает многих людей. Несмотря на то что публичные слушания не предусмотрены, потому что это линейный объект, нужно прислушиваться к тем, кто там проживает", — считает Иван Апостолевский.

Что известно о строительстве КАД–2

Пока что не до конца ясно, как именно будет проходить будущая трасса, отмечают депутаты областного ЗакСа.
"Мы ещё не ознакомились с более подробной картой. В том масштабе, что мы все видим, не понять конкретики. Эти изменения нужно сравнивать с генпланами поселений, где они приняты. В каждом из них отмечено, где гипотетически должна проходить КАД–2 и буферная зона. Я был муниципальным депутатом в 2014 году и точно помню, что, когда мы принимали генплан, там была заложена эта дорога лет на десять вперёд. Проблема в том, что не везде эти генпланы приняты. Там уже чётких границ нет", — говорит депутат ЗС ЛО Дмитрий Звонков.
Точные сроки реализации проекта до сих пор неизвестны. Сейчас идёт проектирование первого этапа КАД–2, а его строительство может стартовать в 2026 году, объявлял на прошлой неделе председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Денис Седов. Стройку на прошлой неделе анонсировал и вице–премьер Марат Хуснуллин.
Первый этап новой дороги протянется от трассы М–11 до деревни Кузьмолово. Как писал "ДП", в его состав также должен войти мост в районе Отрадного. Обновлённая версия дороги уже более месяца доступна на сайте ФГИС ТП.
Также предусмотрены второй и третий этапы дороги. Трассировку второй очереди изменят, контракт на её проектирование могут заключить в 2026 году. Об изменении трассировки второго этапа некоторое время назад говорил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Однако как именно, пока неизвестно — официальных данных (в частности, во ФГИС ТП) нет.
Первоначально предполагалось, что этот участок должен был идти от деревни Кузьмолово до трассы "Сортавала". Этот план вызвал споры среди жителей, так как по нему дорога пройдёт по населённым пунктам и природным объектам. Как сообщили в правительстве Ленобласти, изменения дадут возможность избежать изъятия земельных участков.
Детали третьего этапа КАД–2 пока неизвестны.
К сожалению, можно сказать, что вся история про трассировку КАД–2 — это сказ о том, как "социалистическая целесообразность побеждает закон". По моей оценке, в отказах Росреестра никаких юридических оснований для отказа в регистрации нет (они и не ссылаются на пункты закона о регистрации, хотя обязаны это сделать). В целом наблюдаются массовые проблемы именно с постановкой на кадастровый учёт и государственной регистрацией "новых" объектов, что, предполагаю, обусловлено витающей в воздухе идеей о том, что если нет регистрации, то не надо будет и изымать, и выплачивать компенсацию, что облегчит будущее строительство. При незаконных действиях государственных органов возможно два пути: жалоба в прокуратуру либо жалоба в суд. С учётом того, что обратиться с жалобой на действия государственного органа можно только в пределах 3 месяцев с момента получения информации о нарушении права, то разумно обратиться в прокуратуру (это менее затратно и не требует уплаты государственной пошлины, но займёт 1–1,5 месяца) и если не будет эффекта — уже обращаться в суд. В целом, похоже, неправомерные отказы основаны на идее о том, что с уполномоченного органа суды не взыскивают убытки, которые понесли граждане в результате нарушения таких прав, а за период, пока идёт суд, уже появятся юридически правильные и обязательные документы о границах территорий под КАД–2 — и тогда уже можно будет ещё раз отказать правомерно, то есть достичь цели "экономии" бюджетных средств.
Дмитрий Некрестьянов
партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"
В том виде, как КАД–2 представлена сейчас, она выглядит достаточно нелепо. Проблема, с моей точки зрения, в том, что трасса подведена непонятно куда. По идее, она должна уходить на Карельский перешеек. А сейчас её бросили в Кузьмолово, и спрашивается — а куда машины поедут дальше? У имеющихся там дорог не очень высокая пропускная способность. Правда, из Всеволожска можно будет добраться до Кузьмолово — и это уже хорошо. Я думаю, что трассу бросили в Кузьмолово перед выборами губернатора, потому что дальше её вести действительно сложно, там много всяких коттеджных посёлков и т. д. Но дорога там нужна. То, что нарисовали сейчас, — как раз самые малолюдные места. Любой проектировщик не хочет проблем, и органам государственной власти эти проблемы не нужны, потому что спорить с собственниками — это всегда долго и дорого. Поэтому дорогу провели в основном по лесам и болотам. Но и кроме жилья на трассе много всяких проблем — где–то лес, где–то особо охраняемая природная территория, где–то объект культурного наследия. Я вижу, что трассировка дороги поменялась по сравнению с тем, что нам показывали раньше. Например, ранее она прямо выходила на объект культурного наследия "Холм славы". Но сейчас её передвинули. Видно, что над этим работали.
Илья Резников
главный инженер проектов бюро "Лабград"
В локациях, где новая трасса обеспечит более лёгкий доступ в область для жителей Петербурга, можно ожидать новый виток развития загородной инфраструктуры. Таким местом может стать направление Всеволожска, Колтушского шоссе и федеральной трассы "Кола" при завершении проекта ШМСД с подключением к КАД–2. Это приведёт к развитию района, росту спроса на загородное жильё и потенциальному увеличению цен. Мы могли наблюдать это раньше в результате строительства и реконструкции трасс "Скандинавия" и "Сортавала". К сожалению, не обойтись и без негативных последствий для тех участков и домов, которые окажутся в непосредственной близости к новой магистрали. В загородной недвижимости всегда ценится тишина и удалённость от любых техногенных шумов. Участки около дорог, предприятий и прочих подобных объектов всегда продаются дольше и по заведомо сниженной цене.
Алия Ханбекова
директор департамента элитной недвижимости NF GROUP в Петербурге
Для первого этапа сроки сдачи объекта вполне выполнимы. Опыт у нас есть грандиозный, компании тоже есть. Чисто технологически при наличии финансирования построить дорогу к 2028 году возможно. Росреестр должен был давно свою работу выполнить. Конечно, это больная тема и так не должно быть, чтобы строительство такой значимой трассы проходило по жилым посёлкам, сносили дома и жители несли такие убытки.
Кирилл Иванов
директор ассоциации предприятий дорожно–мостового комплекса Санкт–Петербурга "Дормост"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.