Петербургский авторынок начал постепенно оживать. Дилеры смотрят на оставшиеся месяцы года со сдержанным оптимизмом.
Согласно данным аналитического центра "Автомаркетолог", за сентябрь в Петербурге было продано 5869 новых легковых автомобилей (без учёта пикапов). Это сопоставимо с результатами августа, но на четверть меньше, чем в сентябре 2024–го (7777 единиц).
В целом за первые 9 месяцев года продажи составили 42 524 машины. От уровня аналогичного периода 2024 года, когда было реализовано 55 227 авто, рынок просел на 23%.
Китайское доминирование
Среди марок по продажам за три квартала лидирует Haval с 7211 реализованными авто. На втором месте с заметным отставанием идёт Lada, продажи которой составили 5899 единиц.
На третьей строчке Chery, у которого продан 4061 автомобиль. В первую десятку также вошли Geely (3758), Changan (3092), Belgee (2463), Jetour (1375), Solaris (925), Omoda (900) и Jaecoo (897).
Топ–10 моделей возглавляет Haval Jolion (2271), за ним расположились Lada Vesta (1719) и Belgee X50 (1647). Далее идут почти одни "китайцы": Changan Uni–S (1528), Chery Tiggo 7 Pro Max (1486), Geely Monjaro (1472), Haval M6 (1222), Haval F7 (1143), Lada Largus (1078), Haval H3 (962).
По информации сервиса "Авто.ру", в сентябре средняя стоимость нового автомобиля в Петербурге и Ленинградской области осталась на уровне августа и составила 3,37 млн рублей.
Заметнее всего за месяц в регионе в цене прибавил GAC GS4, который продавался в среднем за 3,21 млн рублей, что на 10,7% дороже, чем в августе. Следом идут Tank 700 (+2,8%; до 11,28 млн рублей) и Lixiang L9 (+2,6%; до 8,47 млн).
Однако некоторые модели стали доступнее. Например, самой подешевевшей моделью стал Voyah Dream. Его стоимость уменьшилась на 8,8%, до 7,85 млн рублей. Вторую и третью строчки заняли Hongqi HS3 (–5,5%; до 3,42 млн) и Chery Tiggo 9 (–4,6%; 4,43 млн рублей).
“
"На федеральном уровне заметно оживление интереса покупателей после снижения ключевой ставки. Из–за сокращения доли автомобилей прошлого года, выпуска на складах и уменьшения скидок от производителей средняя стоимость нового автомобиля вновь начала расти. Наиболее заметно это по российским маркам. За прошедший месяц средняя стоимость нового отечественного автомобиля увеличилась на 71 тыс. рублей, достигнув 1,66 млн. Последний раз она была на этом уровне 24 месяца назад, в сентябре 2023 года. Впрочем, если следовать статистике последних 2 лет, после этого пика должно начаться плавное снижение. Средняя стоимость китайского автомобиля тоже поднялась в сентябре до 3,59 млн рублей, что на 1,5% выше, чем в августе. Это также близко к уровню цены двухлетней давности, но всё ещё на 155 тыс. ниже пикового значения, которое пришлось на март этого года", — перечислили в компании последние тренды.
Новые ставки добавили нервозности
Петербургский авторынок уже 3 месяца постепенно восстанавливается. Результаты по продажам чуть выше, чем в предыдущий период, когда провал был более драматичным.
Как отмечает автоэксперт, автор телеграм–канала AutoRun SPb Денис Гаврилов, в августе на фоне публикаций об изменении ставки утилизационного сбора покупатели старались как можно скорее приобрести доступные машины. В результате к сентябрю сократилось предложение автомобилей, подпадающих под новые нормы, а следующие крупные партии поступят уже в октябре.
Ещё одно следствие повышения утильсбора — рост продаж у брендов, официально не представленных на российском рынке.

Покупатели автомобилей вновь стали активно пользоваться кредитами вместо налички
“
"Завершается период массовых скидок. Отсюда изменение цен в сторону роста. Не по каждому бренду или модели сейчас уже можно найти комфортную стоимость. Хотя некоторые производители в зависимости от месяца могут предложить хорошие программы по покупке новых машин", — констатировал эксперт в разговоре с корреспондентом "Делового Петербурга".
Кредитный спрос
Директор дивизиона "Автодом Санкт–Петербург" Евгений Афонин выделяет несколько ключевых трендов сентября. В частности, по его словам, свершился переход от наличного к кредитному спросу. Пик летних продаж за наличку, который также подогревался утильсбором, уже прошёл. Осенью кредитование вновь стало основным инструментом покупки для большинства россиян.
“
"Во–вторых, активизировались покупатели, откладывавшие покупку с лета. Часть потребителей, не успевших или не сумевших купить автомобиль в августе, вышла на рынок в сентябре, но их количества было недостаточно для существенного роста. В–третьих, наблюдается стабилизация логистики и увеличение предложения. Наметился рост поставок моделей китайских брендов, а также некоторых европейских марок, что постепенно насыщает рынок и снижает ажиотаж", — комментирует участник рынка.
Позитивно на настроениях в отрасли сказалось снижение ключевой ставки Центробанка, однако прямое воздействие в сентябре можно назвать отложенным, добавляет Евгений Афонин.
По его мнению, решение регулятора стало сигналом для рынка о том, что кредиты в перспективе будут дешеветь. Это заставило некоторых покупателей, которые планировали приобрести авто за кредитные деньги, отложить покупку в ожидании более выгодных условий.
“
"Банки снижают ставки по потребительским и автокредитам с некоторой задержкой. В сентябре большинство кредитных программ ещё не успели стать значительно дешевле, чтобы резко стимулировать спрос. Основной эффект от снижения ставки стоит ожидать в IV квартале. Стоимость кредита всё ещё высока. Несмотря на снижение, процентные ставки по автокредитам остаются на уровне, недоступном для широких слоёв населения, что продолжает сдерживать рынок", — рассуждает представитель дилерского сообщества.
Что дальше
Как прогнозирует Денис Гаврилов, рынок останется примерно на таком же уровне и в конце года. В октябре отставание от прошлого года, вероятно, опять будет в пределах 20–25%, а в ноябре и декабре не исключено, что можно будет увидеть небольшой рост из–за низкой базы этих месяцев в 2024 году.
"Но в целом рынок закончит год с показателем падения около 20–22%", — предполагает эксперт.
Евгений Афонин характеризует прогноз на октябрь–декабрь как осторожно оптимистичный. Он ожидает, что рынок выйдет на более ровные и предсказуемые темпы продаж без резких августовских всплесков и глубоких падений. Кредиты станут более доступными по мере того, как банки адаптируют свои программы под новую ключевую ставку, что в свою очередь поддержит спрос.
"Продолжится рост предложения и усиленная маркетинговая политика китайских марок, что будет оказывать давление на цены и даст покупателям больше выбора", — отмечает он.
Как ожидается, текущий год петербургский авторынок закончит с результатом, близким к прошлогоднему в деньгах, но на 20% меньше по объёму. При этом основными рисками остаются дальнейшая динамика ключевой ставки и общая макроэкономическая ситуация, влияющая на доходы населения.
Более оптимистичный взгляд у Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
“
"Если говорить про предстоящий период, то состоявшееся снижение ключевой ставки, пусть даже незначительное, сказалось на росте активности во всех капиталоёмких областях, включая автомобильный рынок. Это продолжит и дальше подстёгивать рынок продаж в связи с предстоящим закрытием депозитов с высокими ставками, которое, очевидно, приведёт к высвобождению средств у населения", — полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.

