Немного иностранцев и досуг: как меняются торговые центры Петербурга

Рост посещаемости показали только малые и средние торговые центры Петербурга
Автор фото: Тихонов Михаил
Индекс посещаемости (Mall Index) малых и средних форматов ТЦ в Петербурге оказался на 1% выше, чем годом ранее, подсчитали аналитики Focus Technologies.
При этом по объектам крупного формата зафиксировано незначительное снижение — на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В структуре арендаторов коммерческой недвижимости Петербурга наметилось небольшое оживление: модные бренды и ретейлеры заявляют о своих планах, открылся бутик итальянской марки Kappa, французской Lacoste, есть вероятность появления магазина финской сети Laplandia. В качестве противовеса этой тенденции выступает приводимая аналитиками статистика по закрытиям магазинов и сменам торговых вывесок.
Какие бренды ждать Петербургу в ближайшее время, что движет маховик ротации коммерческих арендаторов и чем ТЦ привлекают посетителей — в материале "ДП".
Открытие в Петербурге бутиков таких марок, как Lacoste в ТЦ "Галерея", — не обратная миграция, а бизнес-стратегия, напомнил основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский. Это пример работы западного бизнеса по франшизе: в торговых центрах есть профессиональные арендаторы площадей, которые размещают в том или ином пространстве перспективные, на их взгляд, бренды. Когда марка не приносит прибыли, арендатор приобретает новую франшизу и меняет его.
Выход Lacoste на российский рынок обеспечивает турецкая компания Eren Holding, которая также занимается развитием турецкого бренда Les Benjamins, открывшего в 2025 году три первых магазина в Москве, добавила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Важно учитывать, что ретейлер и до этого был представлен на рынке не самостоятельно, а через партнёрскую компанию.
В 2025 году в Петербурге появился только один принципиально новый международный бренд (компания, открывшая первый собственный офлайн-магазин в России) — итальянский fashion-ретейлер Kappa (два магазина: в "Балкания Nova" и "Галерее"). Помимо итальянцев о планах по открытию фирменных магазинов в Петербурге до конца года заявили китайский ретейлер техники и электроники Dreame и белорусский fashion-ретейлер Conte. Оба игрока уже представлены в России — 10 и 6 магазинов соответственно, сообщила Екатерина Ногай. В Nikoliers "ДП" ранее рассказали о возможном открытии до конца года офлайн-магазина финского ретейлера Laplandia market.
Однако в целом на рынке торговой недвижимости наблюдается тенденция к замедлению темпов выхода новых международных игроков, констатируют аналитики.

Почему и как меняются торговые центры

Замедление происходит не только на фоне общих рыночных процессов, на это влияет и ситуация на рынке коммерческой недвижимости Петербурга.
"Если говорить о крупных брендах-арендаторах, которые раньше занимали огромные пространства — тысячи м2, — то сейчас им практически некуда возвращаться. Те площади, которые под них специально создавали еще при проектировании торговых центров, уже заняты отечественными представителями fashion-ретейла, общественными пространствами или даже МФЦ", — сообщил Олег Войцеховский.
Ситуация также определяется меняющимся отношением потребителя — люди доверяют в первую очередь бренду торгового центра, куда покупатель приезжает уже много лет, ходит в привычные торговые точки, обедает в определённых ресторанах. Пополнит ли этот потребитель клиентскую базу обновлённого магазина — зависит от стратегии компании.
ТЦ "Галерея".
Автор: Ермохин Сергей
Эксперты отмечают, что заполнение ТЦ после 2022 года происходит волнообразно. Объясняется это особенностями выхода на рынок: в среднем, чтобы бренд прошёл путь от нуля до ощутимой маржинальности, необходимо около 3 лет. Многие с этим не справляются, но на их место приходят другие. Есть площадки, которые за последние 3 года сменили вывески несколько раз, добавил спикер.
О волнообразном наполнении в ТЦ сообщали и в Nikoliers: не все новые игроки оказались экономически успешными, из-за чего сейчас наблюдается рост числа закрытий российский брендов. С января по сентябрь 2025 года с рынка ушло 17 российских марок. Это коснулось как крупных сетей (Orby, Loloclo, Incity, I AM Studio), так и новых игроков (Ready! Steady! Go!, Just Clothes, Noun).
"Чаще всего закрываются проекты, открывавшиеся в 2022-2023 годах, что объясняется типичным для стартапов 2-3-летним периодом, необходимым для отладки бизнес-процессов и достижения операционной безубыточности. По истечении этого срока некоторые проекты столкнулись с невозможностью построения устойчивой бизнес-модели", — заключили в Nikoliers.
Торговые центры трансформируются и пополняются арендаторами в сфере спорта и развлечений, сообщила Екатерина Ногай. В июле и августе в Петербурге открылось два фитнес-клуба DDX Fitness (ТЦ "Норд" и ТРЦ "Июнь"), в сентябре начал работу "Termoland Пулковский" (ТРК "Лето"). Также в рамках общего тренда на развитие падел-спорта в летний период на парковке ТРК "Лето" работал падел-клуб "Ракета".
"Для того чтобы не терять востребованность среди потребителей в условиях ускорения темпов жизни и стремительного развития онлайна, торговой недвижимости необходимо уделять особое внимание составу арендаторов. Это предполагает не только качественный подбор игроков, но и своевременное их обновление", — добавила Екатерина Ногай.
Бренды сосредоточены на развитии клиентского опыта для своих посетителей и создании новых интересных коллабораций, сообщили в Nikoliers. Один из способов переосмысления формата магазина — это переформатирование из классической точки продаж в многофункциональное пространство с элементами гастрономии. Это позволяет увеличить время пребывания посетителей в магазине и сформировать эмоциональную связь с аудиторией через мультисенсорный опыт.

Прогнозы по развитию ТЦ до конца года

Некоторые аналитики склонны считать, что Петербург может ждать новый цикл смен вывесок, учитывая, что нагрузка на бизнес продолжает расти.
"С начала 2026 года должны вступить в силу очередные новые коэффициенты расчёта налогов на недвижимое имущество, запланированы снижения порогов для УСН. И это вновь повлияет на стоимость аренды, ТЦ уже не могут в одиночку справиться с такой нагрузкой", — напомнил Олег Войцеховский.
В последнее время вокруг темы открытий в ТЦ много предварительных, ничем не обоснованных сообщений, не подтверждённых реальными фактами, считает региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP Евгения Хакбердиева.
"По нашим наблюдениям, в Петербурге идёт скорее адресное движение: расширения действующих операторов, локальные франшизы и ребрендинги. Что касается возможной ротации на фоне налоговых изменений, давать конкретные прогнозы рано: для рынка тема чувствительная, реакция операторов и покупателей станет понятнее по факту. В целом повышение НДС может добавить к стоимости аренды и сделок порядка 3% сверх инфляции, наиболее уязвимым к росту издержек может оказаться и торговый сегмент. Однако драматической перестройки пула арендаторов мы сейчас не видим — решения принимаются точечно, с оглядкой на экономику конкретных локаций и проектов", — сообщила представитель компании.
Консультант по недвижимости и ретейлу Владимир Каличава сообщил, что новой волны арендаторов в Петербурге не ожидается, более того, рынок в РФ нуждается в оздоровлении.
"Я подразумеваю под этим нехватку качественных торговых объектов (большинство считающихся таковыми на самом деле ими не являются), а также переизбыток морально устаревших, требующих либо реконцепции, либо полного сноса. То же самое можно сказать и про ретейлеров — налицо острая нехватка интересных и самодостаточных брендов вкупе с переизбытком унылых игроков, неспособных на создание по-настоящему нового, свежего, отличного от остальных продуктов. Пока в основном идёт копирование в формате "хочу быть Brunello Cucinelli", ну или минимум как Massimo Dutti", — заключил эксперт.
Из-за переизбытка общего количества игроков, качественным маркам не хватает доли рынка, уверен собеседник "ДП". Пока не уйдут игроки "занимающие чужие места" (как ТЦ, так и ретейлеры), ждать прихода новых брендов не приходится. Проблема заключается как в ёмкости рынка, так и в отсутствии достаточного уровня профессионализма и креатива в отрасли.
Посещаемость торговых центров Петербурга по итогам 9 месяцев 2025 года демонстрирует стабильную динамику. Так, Mall Index ТЦ (отражает количество посетителей на 1 тыс. м2 торговых площадей) оказался сопоставим с уровнем аналогичного периода 2024 года (+0%). Погода перераспределяет потоки, а малые и средние ТЦ используют выгодные локации, туристический поток и особенности трансформации потребительского поведения: Mall Index ТЦ малых и средних форматов (5–40 тыс. м2 GLA) оказался на 1% выше, чем годом ранее. По объектам крупного формата (40+ тыс. м2 GLA) зафиксировано незначительное снижение на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оптимистичная динамика в сегменте малых и средних объектов объясняется несколькими факторами. Во-первых, такие ТЦ чаще расположены рядом с местами проживания, работы или вблизи культурных и общественных пространств, что делает их удобными для регулярного посещения. Во-вторых, многие объекты этого формата находятся в центральных районах города, где они собирают трафик не только от местных жителей, но и от туристов, в том числе за счёт шаговой доступности. Факторами, повлиявшими на перераспределение трафика, стали погодные условия и изменение потребительских приоритетов. В структуре трат выросли категории повседневного спроса — еда, лекарства, товары для дома. Это усилило позиции объектов с удобным tenant mix, ориентированным на утилитарные задачи. Третьим фактором стало давление со стороны онлайн-каналов. Доля e-commerce в структуре покупок в Петербурге остаётся одной из самых высоких в стране. Это особенно сказывается на крупных ТЦ, традиционно ориентированных на fashion, электронику и непродовольственные категории. В складывающихся условиях роль концептуальной проработки, точного позиционирования и устойчивой операционной модели ТЦ становится важнее, чем когда-либо.
Михаил Васильев
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.