В Северной столице третий год подряд неуклонно снижается количество судебных бракоразводных процессов. Так, за январь–июль этого года таких дел было 2,34 тыс., а за аналогичный период 2024 и 2023 годов — 2,5 тыс. и 2,78 тыс. соответственно.
При этом судебные процессы о разделе имущества, совместно нажитого супругами, не попадают в эту тенденцию. Если в первом полугодии 2025–го таких дел было 482, то в 2024–м и 2023–м — 477 и 509 соответственно.
Совокупная стоимость имущества, которое делили супруги в судах Петербурга, в январе–июне этого года составила 3,39 млрд рублей, в первом полугодии 2024–го — 9,86 млрд, а в первом полугодии 2023–го — 3,93 млрд.
Такие данные по запросу "ДП" предоставила глава объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева.
Тайные процессы
По закону судебные разбирательства, связанные с семейными отношениями, проходят в закрытом режиме, поэтому информация о них практически не выходит в публичное пространство. Однако подобные споры могут влиять на другие судебные процессы — например, дела о банкротстве юридических и физических лиц. В этом случае имущество супруга–должника, как правило, попадает в конкурсную массу для погашения его долгов перед кредиторами, и, соответственно, этим объясняется интерес участников банкротных процедур.
Так, в Северной столице владелец рыбоперерабатывающего комбината "РОК–1" Александр Старобинский в начале этого года был признан несостоятельным, размер задолженности предпринимателя перед кредиторами составил 4,4 млрд рублей.
Банкротный процесс Александра Старобинского стартовал в 2023 году в арбитражном суде, а процесс о разделе имущества, совместно нажитого коммерсантом с супругой, — в мае 2024 года в Василеостровском райсуде Петербурга. Предприниматель планировал завершить это разбирательство заключением мирового соглашения с супругой, попросив на это согласия у кредиторов. Но ему отказали.
Алексей Говорунов, сын бывшего вице–губернатора Петербурга Александра Говорунова, в апреле этого года признан арбитражным судом банкротом. Финансовый управляющий должника, ссылаясь в том числе на процесс о разделе имущества Алексея Говорунова с его бывшей супругой в Петроградском райсуде города, просил арбитраж о приостановлении оценки имущества должника и его последующей продажи.
По мнению управляющего, решение, вынесенное в процессе о разделе имущества, может повлиять на банкротную процедуру. Впрочем, суд не согласился с такими доводами и отказался удовлетворить его ходатайство.
Было бы что делить
По мнению экспертов, опрошенных "ДП", сокращение общего числа бракоразводных дел может быть обусловлено возросшими госпошлинами. Так, за подачу иска о расторжении брака теперь необходимо заплатить 5 тыс. рублей вместо 600. А при разделе имущества госпошлина будет ещё выше: она рассчитывается от стоимости делимого имущества. К этим расходам следует добавить траты на услуги юристов, проведение экспертиз и т. д. Поэтому такие расходы становятся барьером для обращения в суд.
Накануне повышения пошлин многие стремились подать иски, в том числе и о разделе имущества, чем, к слову, можно объяснить высокую общую сумму требований по разделу имущества в 2024 году.