Регионы России, и Северо-Запад не исключение, с января 2025-го начали взимать туристический налог. Власти уже отчитываются о поступлениях в бюджеты, бизнес опасается потери клиентов.
Калининград: не везде туризм, где палку воткнёшь
В Калининградской области туристический налог ввели с начала 2025 года.
Сейчас он составляет 1% от стоимости проживания в отеле или гостинице, но не менее 100 рублей с человека в сутки. Ставка будет расти на 1% ежегодно и к 2029 году достигнет 5% от стоимости. И тогда этот налог отельеры прочувствуют как следует, считают представители отрасли.
"Когда это всего 1% от стоимости проживания, но не менее 100 рублей, то ещё как– то сопоставимо. Но опять же если речь о хостелах, где стоимость койко-места 900−800 рублей, 100 рублей — это отнюдь не 1%, это больше 10%. Здесь, на мой взгляд, нужно что-то менять и искать какие-то точки соприкосновения с реальностью. А если это будет, как планируется, 5%, получится значительная дополнительная нагрузка для всех. И многие небольшие отели, которые работают только в сезон, могут её и не потянуть. Это будет существенно", — пояснил "ДП" глава Ассоциации отельеров и рестораторов Зеленоградского округа Сергей Куренков.
В 2025 году муниципалитеты региона рассчитывают получить в рамках туристического налога дополнительные 128 млн рублей в свои бюджеты. Такую оценку в апреле этого года озвучивал министр культуры и туризма региона Андрей Ермак. Основную часть суммы должны собрать муниципалитеты с развитой туристической инфраструктурой.
Так, областной центр рассчитывает получить 56,6 млн рублей, Зеленоградск — 22,5 млн, Светлогорск — 27,6 млн рублей. Администрация Зеленоградска обещала потратить эти средства на организацию двукратного вывоза мусора с городских территорий и установку двух новых туалетов, которые обещала сделать бесплатными.
"Тут главное, чтобы этот налог направлялся непосредственно на туристическую привлекательность той или иной дестинации, где находятся объекты размещения. И если эти денежные средства, собранные муниципалитетом в рамках местного налога, будут направлены на развитие и поддержание туристической дестинации, то это хорошо. То есть, например, урны дополнительные поставить, лучше организовать вывоз мусора, который остаётся от гостей, сделать какие–то дополнительные точки притяжения в муниципалитете. Если на эти цели налог пойдёт, то это хорошо", — считает представитель индустрии.
Взимать туристический налог решили в 19 муниципалитетах из 22 (отказались Краснознаменский, Нестеровский и Славский округа, где нет или почти нет гостиниц). И если для областного центра или курортных Зеленоградска и Светлогорска это понятная история, то с восточными муниципалитетами всё не так очевидно, считают отельеры.
“
"У нас есть дестинации, где по большому счёту и туризма–то никакого нет. В этом муниципалитете два-три отеля и, допустим, одна какая-то база отдыха. Ну и давайте мы в этом муниципалитете тоже введём туристический налог. Для бедного отеля, у которого 10−15 номеров, или небольшой туристической базы. Ну не везде туризм, где палку воткнёшь. Мне кажется, этим муниципалитетам стоит задуматься: для чего вы, ребята, берёте туристический налог, чтобы тот единственный отель, который у вас и так с хлеба на воду перебивается, ещё хуже себя чувствовал? Я думаю, что от налогов с этого отеля или базы отдыха муниципалитет точно не озолотится", — пояснил Сергей Куренков.
На практике часть отелей, турбаз и других недорогих средств размещения в Калининградской области берёт туристический налог "поверх" стоимости проживания, жалуются туристы.
Глава Ассоциации отельеров назвал эту практику "глупостью" и отметил, что туристический налог вообще не должен ни прямо, ни косвенно влиять на стоимость проживания.
"Это глупость отельеров, если они так делают. Налог платит отель, и по большому счёту на ценообразование он влиять не должен. Потому что цену определяет рынок. Если у вас сегодня помидорки покупают за 10 рублей, вы их продаёте за 10 рублей. А если завтра покупают за 8, то продаёте за 8. И точно не накладывается никакой налог сверху. Мне кажется, это порочная практика к нам пришла откуда-то с Кавказских Минеральных Вод или курортов Краснодарского края, где таким образом взимали туристический сбор. Там он действительно ложился на каждого гостя плюсом к стоимости проживания. И, видимо, какие-то отголоски этого, слухи каким-то образом докатились до отдельных отельеров, которые поняли эту историю по-своему. И они решили переложить ответственность с бизнеса на потребителя. Но это неправильно, и это нужно бизнесу объяснять", — считает Куренков.
Карелия: диким туристам налог нипочём
В Карелии турналог тоже ввели с 1 января этого года. Все деньги предполагается направить на благоустройство для тех же туристов. Первые итоги уже подведены.
По словам председателя карельского парламента Элиссана Шандаловича, за 7 месяцев собрано 30,8 млн рублей. В Петрозаводске — 11,8 млн, в Сортавале — 7,7, млн, в Кондопоге — 5,3 млн, сообщает Минфин региона.
“
"Эти средства — важное подспорье для муниципалитетов. По решению местных властей дополнительные доходы можно направить на благоустройство, наведение порядка, развитие инфраструктуры и другие цели", — отметил Шандалович на своей странице ВК.
Местные жители не слишком довольны: многим не ясно, на какие конкретно цели пойдут вырученные деньги. Есть и ещё один нюанс: дикий туризм в Карелии разрастается, захватывая всё новые территории. И, увы, "дикари" нередко оставляют после себя мусор, который никто не хочет вывозить бесплатно. В этом году пляжи и прибрежные полосы карельских озёр были населены густо: палатки, автодома, целые лагеря. Процент машин с некарельскими номерами велик. После отъезда гостей пляжи превратились в свалки. Вывозят банки-бутылки, пластик, полиэтилен и горы одноразовых салфеток волонтёры и лесничие. Бесплатно.
"Люди, если вам хватило сил принести пакеты еды на берег, имейте силы и унести с собой мусор. Мы уважаем гостей нашей малой родины, но не потерпим в ответ свинского отношения", — попросили сотрудники Пряжинского лесничества туристов.
Вполне логично направить полученные с туристов деньги на уборку, однако речи об этом не ведётся.

Великий Новгород: за полгода негусто
Как сообщили в Управлении ФНС по Новгородской области, с 1 января 2025 года во всех 76 муниципальных образованиях региона введён туристический налог. Если на 1 января в реестре классифицированных средств размещения состояло 82 объекта, то на 1 сентября их количество выросло до 170. В I квартале поступлений по турналогу в консолидированный бюджет области не было, за первое полугодие поступило 12,089 млн рублей. Крупнейший в Новгородской области муниципалитет — туристический центр — естественно, Великий Новгород.
На запрос "ДП" о поступлениях от нового налога в администрации Великого Новгорода ответили: по итогам I квартала — 4,18 млн рублей, за первое полугодие — 10,604 млн. Доходы направлены на обустройство туристической инфраструктуры. Получается, на остальные 75 муниципалитетов пришлось 2 млн рублей налогов за полгода — совсем негусто.
Впрочем, с одной стороны, есть надежда, что жаркое лето сделает III квартал значительно более прибыльным, с другой — есть в Новгородской области муниципалитеты, где нога туриста не ступала никогда, и здесь есть и перспективы для работы, и непаханое поле её же.
Если же рассматривать статистику не в финансах, а "поштучно", ситуация немного более приятная по области в целом: на 1 января 2025 года в Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии в областном центре был включён 31 объект, на 1 сентября — 41.
При росте "в штуках" по области с 82 до 170 объектов в реестре есть чем гордиться не только областному центру, но и другим муниципальным образованиям.
Остаётся подождать перехода количественных изменений в качественные — точнее, в денежные. Ещё несколько важных цифр: за первое полугодие "средствами размещения" в Великом Новгороде воспользовалось 155 303 туриста (рост 10,2 % по сравнению с первым полугодием 2024-го, до туристического налога).
А что по поводу турналога думает сам туристический бизнес? Хозяйка туристической сети объектов размещения и питания "Тропа" в городе Валдай Новгородской области Екатерина Богданова считает, что введение налога пока не повлияло на туристический поток.
“
"Гости даже не знают, что мы за них платим, мы их об этом не информируем, — говорит она. — Конечно, наша доходность несколько снизилась, но цены пока поднимать не хотим. Дело в том, что наша целевая аудитория — семьи с детьми, они стараются найти более бюджетный отдых. Поэтому повышение цен мы пока не рассматривали. Очень хочется надеяться, что и налог останется на прежнем уровне — 1%. Большие проблемы у коллег встают с вхождением в реестр — это я знаю и по себе, и по семинарам, которые для нас проводила налоговая. Если у предпринимателя есть какие-то вопросы с оформлением земли, самого объекта размещения, то зарегистрироваться в реестре будет трудно. Нужно сначала все эти вопросы решить".
Стоит добавить, что в частных беседах озабоченность регистрацией в реестре квалифицированных средств размещения высказывают и представители муниципалитетов, и владельцы бизнеса: не все успеют это сделать оперативно, а это, как они говорят, повлияет на возможности продвигать свой бизнес на ресурсах, где объекты размещения ищут сами туристы. Кроме того, вызывает вопросы у предпринимателей и размер турналога: чем бюджетнее номер, тем меньше прибыль. Наконец, важнейший вопрос, который висит в воздухе: а не подорожают ли номера в гостиницах в связи с туристическим налогом и не упадёт ли турпоток?
Однако, как показывает опыт прошедшего лета, спрос в раскрученных туристических муниципалитетах останется на прежнем уровне.
Например, на День России, в дни проведения крупного фестиваля в Великом Новгороде, мест в гостиницах и гостевых домах почти совсем не осталось. Организаторы предлагали двухместный стандарт в не самой шикарной гостинице в центре Великого Новгорода за 19 тыс. рублей в сутки. И ведь кто-то воспользовался предложением…
Псковская область: овчинка выделки не стоит
В Псковской области туристического налога нет, и местные законодатели в большинстве своём пока даже и не думают ставить на повестку вопрос о его введении.
Единственное муниципальное образование, где депутаты хотели было установить туристический налог, — это Алольская волость Пустошкинского района. Там на берегу живописного озера в деревне Холюны есть турбаза "Алоль", очень популярная в том числе у жителей Санкт-Петербурга.
В конце прошлого года СМИ поспешили сообщить, что Собрание депутатов сельского поселения "Алольская волость" уже даже ввело туристический налог 1% на 2025 год с перспективой довести его в 2029 году до 5%.
Однако по зрелым размышлениям алольские депутаты отказались от этой идеи, и уполномоченный по защите прав предпринимателей Псковской области Аркадий Мурылёв объясняет почему.
"Как бизнес–омбудсмен я считаю, что любые дополнительные налоги для бизнеса в тягость и поэтому могут не только не увеличить собираемость налогов, но и уменьшить. А в случае с туристическим налогом надо быть особенно осторожными, потому что, как показывает практика других регионов, никакого суперэффекта он не даёт, а вот возни с ним у предпринимателей получается слишком много. Наверное, туристический налог оправдан в тех муниципальных образованиях, где действительно очень много туристов и они никуда не денутся, даже если услуги там заметно подорожают.
А в Псковской области въездной туризм как одно из ключевых направлений развития региона пока ещё развит не настолько хорошо, как нам хотелось бы, поэтому вводить для иногородних туристов какие-то дополнительные сборы нам рановато. Тем более что к нам в регион туристы приезжают в основном на выходные, чтобы хорошо провести время без лишних затрат.
Представители гостиничного бизнеса к тому же считают, что введение туристического налога поставит их в неравные условия с частниками, которые сдают квартиры туристам. Под угрозой окажутся хостелы и другие организованные места дешёвого размещения приезжих, которым будет труднее конкурировать с физическими лицами.
Да и дорогие отели не в восторге от идеи с туристическим налогом. Ведь местные власти вправе устанавливать льготу по взиманию этого налога с отдельных категорий граждан (например, для студентов или командировочных, а также для жителей своего региона). Это потребует дополнительных затрат на администрирование.
Как показывает опыт других регионов, налоговая к тому же нередко запрашивает у гостиниц отдельные формы отчётности по туристическому налогу, а это тоже лишняя работа. Туристический налог вдобавок не попадает на вычет и его нельзя пускать в расход, как другие налоги, если вы работаете по упрощённой системе налогообложения.
А так ли уж много денег он принесёт в муниципальный бюджет? Так что, с одной стороны, понятно стремление муниципальных образований пополнить за счёт туристического налога казну, а с другой стороны, стоит ли эта овчинка выделки?
Нам гораздо важнее не распугать туристов лишними поборами и не создавать дополнительную нагрузку для гостиничного бизнеса, который и без того несёт большие затраты в низкий сезон".