Участники финансовых рынков пожаловались ЦБ РФ и премьер–министру на жёсткость новых правил борьбы со спам–звонками клиентам.
В обращении, составленном Национальным советом финансового рынка (НСФР), отмечается, что сейчас уже треть звонков банков и других финансовых учреждений клиентам блокируются сотовыми операторами. Помимо кредитных в ряды пострадавших попали МФО, коллекторские и страховые организации.
Проблема возникла из–за принятого ещё в апреле 2025 года федерального закона "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий". Среди множества прочих запретов документ содержит обязанность сотовых операторов блокировать массовые звонки.
Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее 1 сентября должны были заключить с сотовыми операторами договор о принудительной маркировке звонков. Абонент при поступлении вызова теперь должен видеть на экране своего телефона сообщение длиной не более 32 знаков, кто ему звонит: банк, соцопрос, медицина, досуг, коллекторы (всего 38 терминов).
Впрочем, на сегодня массовая маркировка так и не реализована. Отсутствуют штрафные санкции за нарушение этой нормы, нет публичных тарифов. Весной сотовые операторы говорили об ожидаемом уровне дополнительного дохода в диапазоне 20–40 млрд рублей. Эти средства они будут направлять на улучшение собственной инфраструктуры.
По данным "ДП", стоимость одного "массового вызова" (когда юридическое лицо регистрирует конкретный номер и сообщает оператору, что с него будет совершать так называемые "холодные" звонки с предложениями своих продуктов и услуг) составляет около 30 копеек. Плюс столько же — за маркировку. В результате затраты бизнеса на один исходящий звонок возрастают до 60 копеек.
В НСФР "опасаются сбоев в работе систем противодействия мошенничеству и отмыванию средств". И называют сложившуюся ситуацию с блокировками звонков "параличом" связи. Авторы обращения акцентируют внимание ЦБ РФ и правительства на том, что из–за новых требований по борьбе в том числе со спам–звонками финансовым организациям стало невозможно связываться с клиентом и получать от него подтверждения о проведении операций. Или напоминать ему о дате платежа по кредиту при возникновении просрочки.
Приведённые аргументы противоречат логике ЦБ РФ и самих кредиторов: не первый год они убеждают население, что сами никогда не звонят клиентам с просьбой продиктовать секретные коды или подтвердить финансовую операцию. По вопросам напоминания о задолженности есть другой федеральный закон, который запрещает службам взыскания (коллекторам, банкам, МФО) звонить чаще 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.
В "Сбере" со ссылкой на директора дивизиона "Розничное взыскание и урегулирование" Дениса Кузнецова сообщили, что 83% звонков должникам у них совершают роботы.
НСФР предлагает кардинально разрешить проблему. Прежде всего закрепить в законе понятие "массовые вызовы" и вывести из него обязательные банковские оповещения. Второе требование — ограничить тарифы на маркировку звонков. И переложить на операторов ответственность за потери клиентов из–за несостоявшейся связи.
“
"Мобильные операторы пытаются выставить счета за услуги маркировки массовых или автоматических вызовов, которые они, согласно новым законодательным нормам, обязаны оказывать своим абонентам самостоятельно, — прокомментировал генеральный директор ПАО “МФК “Займер” Роман Макаров. — Мы считаем требования оплаты необоснованными, поскольку закон “О связи” не предусматривает возможность для операторов оказывать платные услуги, не являющиеся контентными".
По его словам, компания официально отказалась от платной маркировки и обратилась в министерство цифрового развития с просьбой о разъяснении механизмов применения новых законодательных норм.
“
"Очевидно, что нормативная база в этой области требует уточнения, — продолжает Макаров. — Инициатором нововведения не определены тарифы на услугу, а право самостоятельно устанавливать их операторами не зафиксировано ни в одном законодательном акте. Кроме того, нет чёткого определения, какие именно звонки считать массовыми и, следовательно, за какие из них оплачивать услугу маркировки. Операторы в одностороннем порядке определяют критерии отнесения вызова к массовым и в одностороннем порядке определяют объём оказанных услуг и размер оплаты, а это противоречит действующим законодательным актам, определяющим их деятельность".
Выгоду от ситуации уже получил рядовой гражданин. Банкам стало однозначно труднее дозвониться до него с постоянно меняющихся сотовых номеров с различными уникальными и одобренными предложениями.