О роли иностранного менеджмента в управлении гостиницами, о Петербурге как туристическом центре и о работе в России "ДП" поговорил с Герольдом Хельдом, генеральным директором отелей "Астория" и "Англетер".
Давайте начнём с туристического сезона 2025 года. Как вы его оцениваете?
— Он похож на прошлогодний, хотя работать стало немного сложнее. Спрос упал, особенно это заметно в "Астории". При этом Петербургский экономический форум мы отработали, как и в предыдущие годы, с высокой загрузкой.
Кто ваши туристы сегодня? Есть ли среди них иностранцы?
— Ситуация с иностранными туристами сложная, их очень мало. Сегодня в "Астории" 90% гостей — россияне, местные бизнесмены, около 4% — гости с Ближнего Востока, 2% — из Китая. В "Англетере" российских туристов ещё больше, около 95%, это очень высокий и не очень сбалансированный бизнес–показатель.
Каково "здоровое" соотношение?
— Около 50/50 внутренних и иностранных туристов. Перекос никогда не приносит пользы ни в каком бизнесе, нельзя полагаться на один рынок, на одного клиента, иначе вы начинаете очень сильно от него зависеть. Не важно, продаёте ли вы древесину, холодильники или гостиничные номера. Если у вас только один рынок, вы очень уязвимы.
Есть разное мнение о российских туристах, в том числе не очень лестное…
— Это интересная тема. Я давно работаю в гостиничном бизнесе, работал по всему миру за исключением Африки, был во многих странах. Не могу сказать, что есть очень значительная разница в портрете туристов из разных стран; возможно, российских отличает чуть более заметная эмоциональность в обсуждении спорных моментов между собой.
Вы очень вежливы.
— На самом деле россияне — хорошие туристы. Как правило, они тратят деньги легче, чем иностранцы, по крайней мере у нас это так. Наши иностранные гости были в основном из США и Европы. От них мы часто слышали: "О, номера такие дорогие, у вас нет ничего поменьше?" А русские туристы, наоборот, спрашивают, нет ли номеров побольше. У нас пять президентских люксов. Никогда раньше мы не продавали их столько, сколько сейчас, притом что их стоимость начинается от 300 тыс. за ночь. Так что сейчас в плане доходов мы в выигрыше — гостей меньше, но доход немного более высокий.
В этом сезоне много переносов вылетов, отмен рейсов. Зарабатывают ли отели в этой ситуации?
— Действительно, бывают ситуации, когда гости продлевают поездку, но наш основной рынок — Москва. У москвичей всегда есть возможность уехать на поезде, даже на машине. Так что мы от этого практически ничего не выигрываем. Скорее, я думаю, наоборот. Люди в такой ситуации не путешествуют или стараются путешествовать меньше.

Герольд Хельд
Групповой иностранный туризм в Россию полностью остановился?
— Европейский — практически полностью, нет ни заявок, ни даже запросов. Но отдельные мероприятия европейцы посещают до сих пор. Например, в сентябре в Петербурге проходит "Петровский оперный бал", созданный по модели Дрезденского. У нас до сих пор хорошие связи в Дрездене, и каждый год к нам приезжают группы на это мероприятие. На самом деле вся восточная часть Германии заметно дружелюбна к России, особенно Дрезден. Так, никто из моих друзей там так и не спросил, почему я всё ещё в России.
Позвольте, я спрошу вместо них: почему вы всё ещё здесь?
— Я иногда сам задаю себе этот вопрос. Это совокупность факторов, сочетание лояльности и того, что мне нравится то, что я делаю. Мне нравятся отели, моя команда, с некоторыми сотрудниками мы работаем вместе уже более 10 лет. Было бы неправильно всё это бросить. К тому же мне нравится Санкт–Петербург, это прекрасный город, особенно летом, хотя зимой иногда хочется оказаться где–нибудь в другом месте. Также моя компания всегда была ко мне справедлива, я не хочу её подводить. Я не только генеральный менеджер отелей, я ещё и генеральный директор компании. Так что, если бы я сбежал, это бы создало определённые сложности.
Почему Rocco Forte Hotels не ушла из России?
— По разным причинам. На мой взгляд, главная в том, что её основатель думает, что ситуация здесь снова наладится и с нами ничего плохого не случится.
Уход международных операторов — проблема для отелей?
— У российских отелей сейчас нет необходимости в международных системах бронирования и продаж. Пока иностранцы не путешествуют, это не является проблемой. Но если по завершении украинской драмы бренды с международными системами бронирования не вернутся, это будет минусом для отелей.
Считаете, они вернутся?
— Вернутся, если условия будут хорошими. Но я думаю, что большинство владельцев отелей, которыми управляли иностранцы, будут искать другие решения. Есть и другие возможности помимо договора управления.
Каковы последствия ухода зарубежных операторов для отрасли в целом?
— Это достаточно деликатный вопрос. По моему мнению, гораздо больше на отрасль влияет нехватка иностранных специалистов, а не компаний. Опыт работы в разных странах имеет значение. Это касается всех отраслей, не только гостиничной, и всех видов работ. В менеджменте есть теория, которую описывают обычно через человека с молотком. Суть в том, что для человека с молотком каждая проблема — гвоздь, и решает он её привычным способом. Чем больше ваш набор инструментов, тем лучше вы можете справиться, тем больше у вас возможностей. У того, кто побывал в большем количестве мест, больше общался с разными людьми, как правило, набор инструментов больше.
За свою карьеру я работал в Швейцарии, США, Турции, Таиланде, Китае, Венгрии, России — это обычная практика в западных компаниях. Вы встречаете разных людей, сталкиваетесь с разными проблемами, и это обогащает ваш опыт. Вы также сталкиваетесь с разными менеджерами и разным стилем менеджмента, который вас тоже чему–то учит.
Как вы оцените Петербург как туристический центр? Считается, что его развитию мешает нехватка инфраструктуры.
— Этот вопрос состоит из разных частей. Например, система общественного транспорта в Петербурге очень хорошая. Мои друзья, которые не говорят по–русски, спокойно пользуются общественным транспортом — не только по городу. Они ездили на поезде в Репино и остались довольны. Я передвигаюсь в основном на такси, и такси — одна из тех вещей, которые мне очень нравятся в Петербурге.
Основная сложность для иностранцев в том, что здесь мало говорят по–английски. На это обращают внимание даже туристы из Москвы. Иностранные туристы сейчас не особо важны для петербургского рынка, но в будущем это станет проблемой. Люди не будут учить язык, чтобы приехать сюда, и выберут другие города — Прагу, Будапешт, Стокгольм, другие города Восточной и Северной Европы с богатым культурным наследием.
Иностранцы вернутся с открытием границ?
— Я думаю, они не вернутся так быстро, дело не только в языке. Боюсь, Петербургу предстоит приложить немало усилий, чтобы вновь завоевать зарубежных туристов.
Какие другие проблемы можно назвать? Например, кажется, у нас мало хороших ресторанов.
— Я часто посещаю рестораны. Есть всего два, в которые я могу пойти и знать, что качество блюд и уровень сервиса будут одинаковыми. Все остальные — сплошные взлёты и падения. Постоянство говорит о качестве заведений. В чём разница между профессионалом и любителем? Любитель может сделать что–то очень хорошо один раз, возможно, два, а потом всё пойдёт не так. Профессионал — это тот, кто может проснуться в 3 часа ночи и добиться того же результата, что и накануне вечером, воспроизводить то, что однажды сделал, постоянно.
Долгое время проблемой рынка была сезонность. Ситуация изменилась?
— Да, всё изменилось, и это ещё один положительный фактор работы с внутренним рынком. Теперь у нас больше нет ярко выраженной зимне–летней сезонности. Мы по–прежнему получаем большую часть дохода летом (потому что летом у нас выше цены), но зимой спрос также высок. Я больше вижу перепады внутри недели. В ночь на понедельник и на вторник загрузка относительно низкая, она растёт к выходным.
Вероятно, когда ситуация изменится, сезонный фактор вернётся — те, кто сейчас ездит на выходные в январе в Петербург, смогут поехать в Рим, Париж, Милан. При этом лично я считаю Санкт–Петербург одним из самых красивых городов в мире, если не самым красивым.
Достаточно ли в Петербурге пятизвёздочных отелей?
— Я обычно не использую термин "пять звёзд" для таких отелей, как "Астория", — я говорю: отели класса люкс. В Петербурге есть несколько таких отелей, помимо нас это Lotte, Four Seasons, гранд–отель "Европа". Пятизвёздочных больше, но эти — действительно роскошные. Не считая нескольких дней ПМЭФ, то есть примерно 361 день в году их вполне достаточно.