Как известно, нынешний год для "Зенита" вновь юбилейный, сотый, — так решило руководство, перенеся празднество.
Поэтому любое место, кроме первого, в первенстве РПЛ, да и осечки в других турнирах (Кубок России, Суперкубок), будет считаться откровенной неудачей.
Но вернуть себе чемпионский титул, упущенный прошлой весной (впервые за 7 лет), важно ещё и потому, что через год российский футбол ждут большие перемены. И пока непонятно, как под них адаптируется петербургский клуб.
Летний провал стоил должности Медведеву
На первом, летнем отрезке "Зенит" выглядел не очень убедительно. К перерыву в чемпионате, связанному с матчами национальных сборных (РФС, несмотря на отстранение от международных соревнований, живёт по календарю ФИФА и УЕФА), сине–бело–голубые подошли на забытом для себя четвёртом месте: в семи матчах три победы, три ничьи и поражение.
И это ещё команда Семака, выиграв две последние встречи, поднялась на четыре ступеньки выше. А так бы вышел совсем конфуз…
Безусловно, отставание в четыре очка от лидера, действующего чемпиона "Краснодара", не выглядит трагическим. До финиша ещё 23 тура.
Но первые лица основного спонсора, "Газпрома", чётко показали, что их главное спортивное детище не имеет права даже на небольших отрезках падать лицом в грязь. Тем более что большие вопросы вызывали не столько результаты, сколько игра петербуржцев.
Команду, за которую в отдельных матчах выходили в "основе" по 10 иностранцев, значительная часть из которых действующие футболисты своих сборных (Бразилии, Колумбии, Сербии, Словении, Казахстана), выглядела достаточно блёкло. Удивительно только, что наказать за летние неудачи решили не тренеров или футболистов, а первое лицо клуба.


В конце августа у "Зенита" появился новый председатель правления директоров клуба. Место 70–летнего Александра Медведева неожиданно занял экс–футболист сине–бело–голубых Константин Зырянов.
Тучи над Медведевым, который в июне покинул практически аналогичный пост и в СКА, сгущались давно, претензий хватало. В год своего "первого" столетия петербуржцы не взяли ни чемпионства РПЛ, ни Кубок России. Вместо титулов возникли разбирательства в собственном кризисе, попытки перестроить команду и повыгоднее продать былых лидеров — Вендела с Клаудиньо.
Но по факту "Зенит" так и не поменял вектор развития. Ставка всё равно делается на латиноамериканцев.
И нынешним летом были приобретены два новых игрока с этого конца света. Бразильский полузащитник Жерсон, до недавнего времени выступавший за национальную сборную своей страны, обошёлся в 25 млн евро.
Аргентинский защитник Роман Вега — в 7,6 млн. Вроде суммы не критические, раньше тратили и больше за межсезонное окно. Но спонсору, наверное, хотелось бы увидеть и какие–то выгодные продажи.
На бразильской пятёрке не удалось заработать
А с этим не сложилось. Замах, как говорят в футболе, был на рубль, удар вышел на копейку.
Не состоялись по разным причинам полноценные трансферы пяти бразильцев: Луиса Энрике, Нино, Ренана (он находится уже давно в аренде), Педро и, главное, Вендела.
На этой бразильской пятёрке, если бы всё срослось, можно было заработать около 115–125 млн евро, с учётом, что её приобретение в сумме обошлось в 55 млн.
Ну а остальные зенитовцы, не нужные тренерскому штабу, в это "окно" или покинули Петербург бесплатно, или были отданы в аренду.
Впрочем, наверное, "упущенная прибыль" не стала бы трагедией, если бы не новая реальность, которая через год грозит "Зениту".
Беда пришла, откуда её ждали меньше всего.
Возглавивший не так давно министерство спорта Михаил Дегтярёв грозит лидерам чемпионата чуть ли не десятью египетскими казнями.
Три точно готовы и могут скоро обрести реальность. Первая — введение потолка зарплат по примеру КХЛ. То есть общая платёжная ведомость игроков не должна превышать установленную сумму.
В хоккейной лиге она, к примеру, сейчас составляет 900 млн рублей на сезон. В футболе, понятно, запросы повыше, но всё равно постепенно возможности клубов выравняются.
А пока разрыв огромный. Перед началом нынешнего сезона "Зенит" по зарплатному фонду был богаче "Пари НН" почти в 20 раз.
Вторая идея Дегтярёва — введение налога на легионеров. Согласно рацпредложению чиновника, за каждого купленного иностранца клубу РПЛ придётся переводить аналогичную сумму в фонд развития детско–юношеского футбола. И если, к примеру, "Зенит" потратил 33 млн евро на Луиса Энрике, то точно такие же 33 млн евро должны уйти в фонд — в качестве "налога".
Ну и самое главное, что максимально усложнит дальнейшую жизнь "Зенита", — это новый лимит на легионеров.
На данный момент он вполне щадящий — восемь иностранных футболистов разрешено выпускать на поле одновременно, 13 держать в заявке.
Но и в эти рамки клуб с берегов Невы влезает с трудом. На данный момент у петербуржцев в заявке 14 игроков из других стран.
Выручало, что казахстанец Нурали Алип иностранцем не считается (как представитель ЕАЭС), а бразилец Дуглас Сантос успел обзавестись российским паспортом.
Правда, на прошлой неделе, сыграв за национальную команду в официальном матче, капитан "Зенита" статуса россиянина лишился.
Кем заменить легионеров
Со следующего сезона Дегтярёв уже пообещал лимит по схеме: "11+6" — 11 легионеров, шесть из которых смогут одновременно играть на поле. А затем ждёт и дальнейшее ужесточение: в сезоне–2027 / 28 — "10+6", в сезоне–2028 / 29 — "10+5".
И это уже концептуальная проблема, которая может поставить крест на многолетней гегемонии сине–бело–голубых. Все последние сезоны в ответ на вопрос "в чём сила?" зенитовцы указывали рукой на южноамериканский континент.
Теперь нужно искать другие источники благополучия и вдохновения. И если государственные чиновники не дадут обратный ход, до конца этого сезона зенитовскому менеджменту предстоит решать вопрос, куда сбагрить трёх лишних легионеров. Причём все они на долгосрочных контрактах.
Но даже распродажа — не решение проблемы. Куда сложнее восполнить без потери качества отсутствие двух–трёх ведущих легионеров на поле. Тех, кто в последние годы определял лицо команды.
В нынешнем составе только российские вратари (Евгений Латышонок и Денис Адамов) имеют постоянное место на поле — у них просто нет зарубежных конкурентов.
Более–менее регулярно появляются в "основе", пускай чаще на замену, Андрей Мостовой, Максим Глушенков и Александр Соболев.
На этом практически всё. Остальные ключевые роли отданы легионерам.
Поэтому перед Зыряновым, занявшим место Медведева, стоит сложная задача. Кстати, его выбор в качестве нового босса клуба всех сильно удивил. Ведь никакого опыта управленческой работы у Зырянова к 47 годам нет.
Порядка 10 лет он выступал за "Зенит" в качестве футболиста. Потом тренировал в петербургской академии, рулил "Зенитом–2" и новороссийским "Черноморцем".
А в 2024–м стал как раз советником Медведева, отвечал за игроков, которые находились в аренде в других клубах. И тут внезапно карьерный скачок.
Впрочем, думая о ближайшей перспективе, Зырянову не стоит забывать и о текущем сезоне. Тут сложностей тоже хватает.
А если сине–бело–голубые вновь упустят чемпионство, то перестройкой, омоложением и русификацией первой команды может заняться кто–то другой. Но при любом раскладе "Зенит" вступает в период турбулентности, где былую стабильность не способен гарантировать даже такой мощный спонсор, как "Газпром".