Росимущество взыскало 150 млн рублей с ООО "Инвест–сервис–плюс", совладельцем которого является бывший бизнес–омбудсмен Петербурга Александр Абросимов.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по иску Росимущества признал недействительной сделку между "Инвест–сервис–плюс" (ИСП) и АО "Коммерческий центр, транспорт и лес" (КЦТЛ) и применил последствия недействительности, взыскав с ИСП 113,25 млн рублей долга и 36,95 млн рублей процентов за пользование чужими деньгами.
Стивидор Большого порта Санкт–Петербург КЦТЛ, созданный в 1994 году за счёт активов Северной верфи, контролировался семьёй бывшего городского бизнес–омбудсмена Абросимова (95,8%). По иску Генпрокуратуры компания была возвращена государству в лице Росимущества. А недавно акции КЦТЛ были переданы Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).
Основным владельцем "Инвест–сервис–плюс" с 75%–ным пакетом долей является Абросимов. На 2024 год баланс компании, занимающейся управлением недвижимостью, — 494,2 млн рублей, выручка — 1,6 млн рублей, чистый убыток — 1,6 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус". ИСП принадлежит строительный магазин (1,5 тыс. м2), расположенный на арендуемом компанией участке (14 га) в районе 42–го км трассы "Кола" (Кировский район Ленобласти).
Ранее ИСП объявлял о возведении на этом участке многофункционального комплекса: строймагазин, блок АЗС со станцией техобслуживания, мотель на 80 номеров, два паркинга, супермаркет, кафе, оптовый магазин–склад.
Как следует из материалов арбитражного дела, в 2020 году КЦТЛ выдал ИСП заём в размере 148,2 млн рублей под 4,1% годовых. В 2022 году ИСП вернул лишь небольшую часть займа. Арбитраж, несмотря на возражения ответчика против удовлетворения иска, признал: заём носит экономически неоправданный характер — выдан на длительный срок без обеспечения и регулярных платежей по нему и т. д. Кроме того, бенефициаром обеих компаний является семья Абросимова.
Пока это решение не вступило в силу.
“
"Иск был инициирован в интересах АО “КЦТЛ”. После того как акции общества были переданы АО “ОСК”, считаем, что АО “КЦТЛ” либо АО “ОСК” будут самостоятельно определять дальнейшие действия по реальному исполнению судебного акта (иных актов)", — заявили "ДП" в пресс–службе Росимущества.
Оспаривание сделок и взыскание денег в рамках периметра бывших владельцев, у которых были изъяты активы, является распространённой практикой, говорит партнёр юридической фирмы Ru.Courts адвокат Елена Менде.
“
"Я бы не сказала, что оспаривание сделок в данном случае является специфичным. При получении корпоративного контроля абсолютно естественным является комплекс мероприятий по повышению капитализации актива, в том числе путём возврата имущества или взыскания убытков в судебном порядке, — отметила эксперт. — Социально это может восприниматься как излишняя санкция, из серии “актив и так перешёл государству, не нужно собирать остатки по родственникам”".
Если 10 лет назад в рамках группы компаний на правах бенефициара можно было свободно распоряжаться доходами и активами, перекладывая их "из одного кармана в другой", сейчас нужно быть готовым к соответствующим последствиям, подчёркивает Елена Менде. По словам партнёра юркомпании "Маранц, Соловьёв и партнёры" Александра Соловьёва, смена руководства часто является триггером для оспаривания действий старого менеджмента, и деприватизационные дела не исключение.
“
"Разобравшись с крупными, государство переходит к более мелким задачам, финансовая цель которых одна и та же — максимальное пополнение бюджета. Поэтому практика оспаривания сделок будет увеличиваться", — прогнозирует эксперт.