Поводом к спору стали контракты российской «дочки» АО «Орион» (Южная
Корея) с компаниями из Финляндии, Нидерландов, Швеции и других стран
00:1110 сентября 202500:11
420просмотров
00:1110 сентября 2025
"Орион интернейшнл евро", производитель Choco Pie, выиграл спор против Выборгской таможни на 100 млн рублей.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал недействительным решение Выборгской таможни о внесении изменений в 284 декларации, поданные ООО "Орион интернейшнл евро" (ОИЕ), и обязал таможенников возвратить компании 103,45 млн рублей излишне уплаченных таможенных платежей.
Поводом к этому спору стали внешнеторговые контракты ОИЕ, российской "дочки" АО "Орион" (Южная Корея), с иностранными компаниями из Финляндии, Нидерландов, Швеции, Франции, Южной Кореи и т. д. В 2020–2022 годах ОИЕ ввезла в Россию какао–масло, какао–порошок, сухое молоко, ванилин, желатин и т. д. Компания с помощью ноу–хау, а также с использованием собственных технологий производит продукцию под брендами Choco Pie, Marine Boy, Chocoboy и другими.
Помимо импортного сырья ОИЕ в значительных объёмах закупала сырьё и упаковку у российских поставщиков, которые также использовала при изготовлении собственной продукции. Кроме того, в целях тестирования новых товаров "дочка" корейской компании ввезла готовую продукцию.
В феврале 2023 года Выборгская таможня по результатам выездной проверки внесла изменения в таможенные декларации, поданные ОИЕ. Компания не согласилась с таким подходом и в июле 2023 года обжаловала решения таможенников в суде.
По сути спор возник из–за разницы в подходах таможни и производителя кондитерских изделий по вопросу о включении роялти в таможенную стоимость ввозимого товара. Как следует из материалов дела, ОИЕ заключены два лицензионных договора. Первый — с ORION Corporation (Южная Корея) на использование ноу–хау, за что иностранной компании выплачивается 2% от продаж произведённой в России продукции, второй — с ORION Holdings Соrр. (Южная Корея) на использование товарных знаков, за что ей выплачивается 0,5% выручки от продаж ОИЕ кондитерских изделий и напитков.
“
"В рамках проверки Выборгская таможня включила в таможенную стоимость товаров (сырья для производства готовой продукции), ввезённых обществом в 2020–2022 годах, всю сумму лицензионных платежей, уплаченных обществом иностранному правообладателю", — обращает внимание управляющий партнёр юридического бюро "Чугаева и партнёры" Марианна Чугаева.
Однако ОИЕ и во время таможенной проверки, и в суде говорила о том, что большая часть сырья, используемого при изготовлении продукции, была закуплена на российском рынке.
Так, в 2022 году доля российских сырьевых товаров в составе продукции, произведённой в России, достигла 90,41% от общей стоимости использованного при производстве продукции сырья (в 2021 и 2020 годах этот показатель равнялся 80,09 и 79,87% соответственно). Говоря иными словами, не все лицензионные платежи связаны с приобретением импортного товара, отмечает управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский.
На первом круге рассмотрения этого спора Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в январе 2024 года признал недействительным решение Выборгской таможни. 13–й Арбитражный апелляционный суд в июне 2024 года по жалобе таможенников отменил решение первой инстанции и отказал ОИЕ в удовлетворении требований.

Арбитражный суд Северо–Западного округа, куда пожаловалась российская "дочка" корейской компании, впоследствии снёс решения нижестоящих инстанций и вернул дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти.
И недавно суд снова признал решения Выборгской таможни недействительными.
"На новом круге рассмотрения дела судом произведён детальный расчёт платежей, относящихся именно к ввезённому сырью, с учётом правила о пропорциональном распределении лицензионных платежей и их расчёте, — поясняет Марианна Чугаева. — Только часть лицензионных платежей была отнесена к таможенной стоимости ввезённого сырья".
Свою роль в результатах судебного процесса сыграла позиция Верховного суда РФ, которая была сформирована к моменту попадания спора между ОИЕ и Выборгской таможней в кассационную инстанцию.
“
"В структуру таможенной стоимости должны включаться лицензионные платежи пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления, — говорит Владислав Варшавский. — То есть если импортный товар составляет в готовом продукте 10%, то и размер лицензионных платежей, который включается в структуру таможенной стоимости, должен быть таким же".
Арбитражный суд Северо–Западного округа отменил судебные акты своих коллег, поскольку ни одно из них в полной мере не соответствовало позиции Верховного суда РФ.
“
"Выборгской таможней готовится апелляционная жалоба в связи с тем, что суммы роялти, уплаченные по лицензионным соглашениям, существенно больше сумм, включённых судом в таможенную стоимость ввезённых товаров", — заявил "ДП" начальник Выборгской таможни Георгий Иванов.
Однако эксперты, опрошенные "ДП", предполагают, что вышестоящие инстанции на этот раз оставят решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти в силе.
"Суд первой инстанции дал оценку всем обстоятельствам, на которые обратил внимание Арбитражный суд Северо–Западного округа при направлении дела на новое рассмотрение. С моей точки зрения, в решении сделаны правильные и обоснованные выводы", — рассуждает Варшавский.