Дороже нефти: кто инвестирует в искусство Петербурга

Самые дорогие картины художников Петербурга продают в среднем за 2,5 млн
Автор фото: "Деловой Петербург"

Продажи русского искусства растут за рубежом, но сокращаются в России на фоне чрезмерного предложения. В Петербурге к лету 2025 года работы местных художников продавали в полусотне художественных галерей. Самые дорогие лоты отдавали в среднем за 2,5 млн рублей, цена самых доступных — предмет торга. Покупатели — коллекционеры, бизнесмены, судьи и профессиональные инвесторы. Кто и зачем сейчас покупает картины в Петербурге — в материале "ДП".

В Петербурге топ-15 самых дорогих произведений в галереях города возглавила картина "Портрет жены" Георгия Нисского за 7 млн рублей, подсчитал "Деловой Петербург" по открытым данным.
В первой пятёрке по стоимости оказались работы в среднем за 2,5 млн рублей.
На рынке русского искусства в целом, количество лотов, участвовавших в торгах внутри страны с января по июнь 2025 года, увеличилось на 40%, а число проданных за тот же период работ — на 11%. Вкупе с ростом числа аукционных домов и появлением новых авторов на внутреннем рынке, эти показатели могут говорить о сохранении интереса к работам российских художников и отечественному арт-рынку, отмечают аналитики.
Коллекционеры стали осторожнее и предпочитают инвестировать в более предсказуемые имена, работы с подтверждённым провенансом и прозрачным ценообразованием. И хотя в первой половине сезона рынок русского искусства сосредоточился на классических именах, без оживления в сегменте художников "второго ряда", которые всё чаще привлекают внимание ценителей и начинающих коллекционеров, тоже не обошлось.
"ДП" изучил предложение в галереях Петербурга, спросил экспертов об интересе к русскому искусству, а также узнал, какие художники и направления пользуются наибольшим спросом у коллекционеров и что нужно учитывать, инвестируя в работы молодых авторов.
Содержание
Как продаётся русское искусство в 2025 году
Что продаётся в галереях Петербурга
Кто и зачем покупает искусство
Какие проблемы есть у арт-бизнеса в Петербурге
Что думают художники об арт-рынке Петербурга
Как инвестировать в искусство
Прогноз для инвесторов искусства на 2025 год
Чьи работы покупать в Петербурге

Как продаётся русское искусство в 2025 году

Несмотря на положительную динамику по ряду показателей, вроде увеличения числа авторов на аукционах (+14% к январю-июню 2024 года), объём продаж русского искусства внутри страны сократился за отчётный период на 36% (до $8,7 млн). Такое снижение объясняется не столько спадом покупательской активности, сколько изменениями в структуре аукционного рынка и в профиле самого предложения, говорится в исследовании ARTinvestment
Между тем доля лотов, проданных на торгах внутри России с начала текущего года, упала на фоне чрезмерного роста предложения с 41% до 33%, а средняя стоимость одной позиции опустилась до $4,6 тыс. (–42%). Как отмечают аналитики, это свидетельствует прежде всего об увеличении доли лотов среднего и нижнего ценовых сегментов в структуре продаж: крупных сделок с ценами более $1 млн в первой половине года почти не было.
В то же время превышение среднего суммарного эстимейта (оценочной стоимости произведения), на рынке русского искусства в России составило 19%, увеличившись в 1,5 раза с прошлого года. За тот же период — с января по март 2005-го, — совокупный объём продаж русского искусства на зарубежных аукционах составил $124 млн, на 53% превысив показатели за аналогичный период прошлого года, отмечается в отчёте ARTinvestment.RU.
Безусловным лидером по продажам произведений русских художников остаются США, где с января по июнь было продано 396 работ на сумму почти $79,6 млн (64,2% всего зарубежного оборота русского искусства), а средняя стоимость лота в штатах достигла $201 тыс.
На втором месте оказалась Великобритания с выручкой $19,8 млн и средней ценой лота в $167,5 тыс. Между тем Франция возглавила рейтинг по количеству проданных работ: за отчётный период на торгах купили 742 работы русских художников, что составляет внушительные 52,9 % всех зарубежных продаж по числу лотов. Впрочем, её доля в денежном выражении составила только 11,8 % рынка, а средняя стоимость лота — $19,7 тыс.
"Первое полугодие 2025 года завершилось на позитивной ноте, однако этот рост обеспечили прежде всего единичные громкие сделки; в то время как массовый рынок продолжает сжиматься в объёмах и числе продаж. <...> Цифры растут больше вверх, чем вширь; структура самого арт-рынка всё более поляризуется между премиальным сегментом и массовыми продажами в нижнем ценовом диапазоне", — констатируют эксперты, говоря о ситуации на рынке русского искусства за границей.
Тем временем внутренний рынок по-прежнему неоднороден и продолжает чётко разделяться на два крупных ценовых сегмента: выше и ниже отметки в $10 тыс. за проданный лот (822,2 тыс. рублей по курсу ЦБ РФ на 30.07.2025). И если в верхнем и среднем ценовом диапазонах (более $10 тыс.) ведущую роль играют инвестиционные мотивы, то на рынке массового спроса — эмоциональные покупки, декоративные предпочтения и доступность коллекционирования для более широкой аудитории, которая выбирает в качестве основных площадок для покупки предметов искусства набирающие популярность ярмарки и галереи.

Что продаётся в галереях Петербурга

По данным сервиса "Яндекс Карты", на сегодняшний день в Петербурге функционируют около 50 художественных галерей, которые отвечают за первичный арт-рынок и становление "взятых под крыло" художников. Не у каждой есть онлайн-каталог, однако, изучив открытые данные, "Деловой Петербург" выяснил стоимость самых дорогих работ, выставленных на продажу примерно в трети городских арт-галерей. Большинство — 12 из 15 произведений — относятся к верхнему ценовому сегменту.
Автор: "Деловой Петербург"
Автор: "Деловой Петербург"
В пятёрку лидеров вошли "Портрет жены" Георгия Нисского (7 млн рублей), триптих "Сага о Големах" Александра Цикаришвили (4,5 млн рублей), композиция "ГДР-ФРГ" от объединения художников "Цветы Джонджоли" (2,8 млн рублей), скульптура "Адам и Ева" Вильгения Мельникова, созданная с использованием технологии Art-XR (2,5 млн рублей), а также работа Дениса Патракеева "Над водой" (2 млн).
"Ценность работы определяется выставочной деятельностью художника, в каких коллекциях он находится. Если его работы выставлены в ведущих музеях нашей страны и зарубежья, его стоимость сильно возрастает ", — перечисляет коллекционер, автор telegram-канала "Будни в хрущёвке" Надежда Юнацкая.
В числе факторов, которые влияют на стоимость произведений, эксперт выделила провенанс — историю владения произведением и его происхождения, и количество полотен на рынке: чем меньше картин выставлены на продажу, тем выше будут оцениваться те, что есть в наличии, отмечает Юнацкая. Также на цену влияют материалы, которые использует художник, размер полотна, количество потраченного времени, физическое состояние картины, тенденции рынка.
А поскольку недостатка предложения на сегодняшний день не наблюдается, желающие попробовать себя в коллекционировании, или (зачастую) просто украсить жилище, могут без труда найти качественные авторские работы, не проделав дыру в семейном или персональном бюджете. Однако, если цель покупки — сохранить и приумножить вложенные в искусство средства, — важно не просто выбирать то, что нравится, но и прислушиваться к мнениям арт-дилеров и галеристов.
Не лишним будет регулярно посещать галереи и другие тематические пространства: это поможет развить насмотренность и лучше понимать ситуацию на рынке, а в будущем — учиться предсказывать, какая работа или имя может "выстрелить" в ближайшее время.

Кто и зачем покупает искусство

Хотя портрет инвестора становится более разнообразным, а сам арт-рынок перестаёт быть элитарной территорией, текущая инфраструктура слабо адаптирована к запросам новых игроков, отмечала в одном из недавних интервью руководитель Лаборатории креативных индустрий Школы управления СКОЛКОВО Лидия Рой.
Беседуя с "Деловым Петербургом", эксперт обозначила контуры арт-бизнеса в России и подчеркнула, что он по-прежнему остаётся относительно замкнутым: основная активность сосредоточена внутри узкого круга частных коллекционеров, которые хорошо ориентируются в сегменте и тесно взаимодействуют с галерейным сообществом.
"Приток новых участников происходит медленно, а инвесторы по-прежнему держатся в стороне из-за недостатка прозрачности и понятных финансовых метрик. Эффективность взаимодействия "автор–инвестор" зависит от цели. Если важны аналитика, данные и прогнозы — подойдут специализированные платформы вроде MyInvest.Art, где можно отслеживать динамику цен, ликвидность, цитируемость автора. Если приоритет — личный контакт и вовлеченность, то оптимальны ярмарки: там сходятся художники, галеристы и покупатели, что позволяет не только увидеть работы вживую, но и понаблюдать за трендами, оценить уровень цен и спрос", — советует Лидия Рой.
С тем, что отсутствие прозрачности на рынке искусства в России пугает многих инвесторов, согласны и другие опрошенные "ДП" эксперты: хотя им необходимо знать все подробности сделок, нынешние реалии арт-бизнеса к этому просто не приспособлены, такова сама природа сферы художественного искусства, считают эксперты.
"Арт-рынок всегда был закрыт в достаточной степени. Всё искусство XX века — это попытка художника оградиться, создать себе некоторый мир отдельно от массовой культуры, от буржуазности. Даже всплески поп-арта — это способ обособиться, используя методы массовой культуры", — считает куратор Лиза Савина.
Одна из художниц, чьи работы можно купить в лавке "Стрит-арт хранения" — Ника Клёцки, создаёт работы на темы духовности и православия. И даже такой, казалось бы, нишевый продукт, нашел своего покупателя. Работы Ники продаются весьма активно. Выставка — движущая сила для приобретения популярности художника, а вместе с ней приходят и коллекционеры.
"У каждого художника есть своя целевая аудитория, которая его любит, поддерживает и покупает его работы. Мои работы рекомендуют, очень много приобретено в частные коллекции. Выставка — это просто возможность сопоставить на одной площадке разные художественные взгляды, познакомить широкую аудиторию с большим количеством авторов. У меня тоже есть свои коллекционеры, которые выкупают мои работы. В основном это представители власти, топ-менеджеры, федеральные судьи. Есть покупатель, который работает на вертолётном заводе. Недавно он купил очень дорогие работы. Одна из недавних цен — 3 млн рублей, но в среднем среднем это 850 тыс. рублей", — сообщила автор и добавила, что цена на работу должна постепенно расти параллельно со статусом художника, тогда как шаг вниз недопустим.
В свою очередь отельер, инвестор и коллекционер из Петербурга Дарья Ковалевская рассказала "Деловому Петербургу" о своём опыте покупки произведений искусства. Себя Дарья считает скорее начинающим арт-инвестором, хотя первые покупки начались шесть лет назад, а в личной коллекции насчитывается уже 54 работы.
"Это вложение является долгосрочным. Если сравнивать с покупкой драгоценных металлов, недвижимости, вложением в твёрдый актив, эту сферу я очень хорошо понимаю, знаю и изучаю. Вложение в предметы искусства для меня абсолютно новое направление. С одной стороны, оно впечатляет своим разнообразием, с другой стороны, это достаточно сложно, потому что практически невозможно что-либо спрогнозировать. В этих случаях необходимо обращаться к людям, которые разбираются в искусстве. Но нужно понимать, что оценка произведений искусства не исключает субъективность. Конечно, есть объективные показатели — техника выполнения, смысл, бэкграунд и философия автора, его популярность, количество выставок, но субъективность всё равно присутствует. Для меня, как классического инвестора, история с покупкой предметов искусства проходит скорее эмпирическим путем, нежели по чётким критериям оценки. В свое время я занималась оценочным бизнесом, поэтому владею определенными метриками в оценке тех или иных видов активов, и знаю, что оценка предметов искусства для любого эксперта это всегда очень сложная задача. Люди, инвестирующие в искусство, в большей степени делают это по зову своего сердца и души, нежели с целью капитализации актива", — сообщила коллекционер.

Какие проблемы есть у арт-бизнеса в Петербурге

Начиная свой путь инвестора в сфере искусства, важно знать и понимать слабые стороны сферы. Одна из сложностей, которую в один голос упоминают эксперты, опрошенные "ДП" — недостаток выставочных пространств и направленность площадок на ретроспективу. Куратор Лиза Савина подчеркнула в беседе с "ДП" — структура художественного рынка состоит из большого количества элементов, и продажи — это не двигатель, это последствия.
"Петербург отличается тем, что у нас нет институций современного искусства. Да, у нас есть Центр Курёхина, есть Манеж, отделы современного искусства федеральных музеев, но в последнее время проходит крайне мало выставок современного искусства. Всё-таки петербургские музеи работают с исторической, ретроспективной оптикой. В целом это не институциональная работа, потому что она предполагает образовательные программы, художественные резиденции. У петербуржцев буквально нет возможности почерпнуть сведения о современном искусстве. Есть некие малые проявления, как, например, на Пушкинской, 10, но этого недостаточно. На самом деле это и не плохо, и не хорошо, это просто специфика города, который всегда обладал ретроспективным зрением. Всегда есть эта подача, когда вся художественная нить встраивается в исторический контекст", — комментирует куратор.
По мнению Лизы Савиной в городе есть всего четыре перспективные площадки — галерея Марины Гисич (работает 25 лет), Anna Nova (20 лет), галерея MYTH и Name Gallery. Периодически в этой сфере появляются новые проекты, но в основном они функционируют в формате "для своих".
Также в городе проводится ярмарка 1703 в рамках ПМЭФ, на которой собираются галеристы и коллекционеры. По словам Лизы, в 2022 году процесс шёл со сложностями, но уже в 2023 году наметились улучшения. В 2024 году ярмарка начала "продавать", но основной пул покупателей составили москвичи, посетители ПМЭФ. По мнению эксперта, рынок искусства не стоит дробить на Петербург, Москву, Нижний Новгород, Екатеринбург — из этих городов образуется однородная среда, и одни и те же люди перетекают из проекта в проект.
"В целом трек на популяризацию современного искусства принёс свои плоды. Люди, приезжающие из Москвы, покупают искусство в Петербурге. В этом году ярмарку отменили по совокупности причин. В отсутствие большой ярмарки у нас есть маленькие: Port Art Fair и "Третье место". Первая проходит весной, вторая — в начале осени. Всё арт-сообщество Петербурга в целом стоит на небольших сообществах. Что говорить, если даже "Мир искусства" был "семейным" кружком из четырёх человек с Дягилевым в составе. В Петербурге всё так — из этих маленьких сообществ у нас возникают маленькие ярмарки, которые продают искусство за небольшие деньги. Потолок — 100 тыс. рублей. Я покупаю сразу несколько работ за 15 тыс. рублей, не расценивая искусство, как инвестицию. Как бывшая галеристка, я очень хорошо знаю, что искусство как инвестиция, работает только в ситуации, когда ты оперируешь "голубыми фишками" — известными именами и большими музейными работами. Когда ты покупаешь "второй слой", это не инвестиция. Возможно, работа и вырастет в цене, но инвестицией это назвать сложно", — сказала куратор.

Что думают художники об арт-рынке Петербурга

Главный редактор Межгосударственного информационно-аналитического журнала о культуре и искусстве государств-участников СНГ "Содружество искусств", член-корреспондент Российской Академии художеств Андрей Блиок считает, что арт-бизнеса и арт-рынка ни в Петербурге ни в России в полноценном виде не существует.
"Есть некая зачаточная форма его в Москве, но это связано и с благосостоянием московского народонаселения и с их количеством проживающим в одном городе. Что такое рынок в целом, в грубом понимании, это когда тратят и из-за объемов потраченного он формируется, насыщается и пополняется новым товаром. Сказать что в Петербурге жители активно покупают современную академическую живопись, на мой взгляд нельзя", — сообщил художник.
Андрей Блиок напомнил, что большой удар по всему художественному рынку, как в России, так и в мире, нанесла пандемия COVID-19. Тогда не только были запрещены общественные и массовые мероприятия, но и банкротились и закрывались галереи по всему миру.
"Говоря об инвесторах, об институтах меценатства, как в Петербурге, так и в нашей стране в целом, необходимо учитывать тот факт, что в первую очередь должна быть сформирована законодательная база. 4 ноября 2014 года президентом России был подписан Федеральный закон N 327-ФЗ "О меценатской деятельности". В документе прописаны меры экономической поддержки меценатов и присуждение им наград и почетных званий за их деятельность, установление информационных надписей и обозначений, содержащих их имена, на зданиях, сооружениях, принадлежащих получателям меценатской поддержки, и на соответствующих территориях. Этот закон также затрагивает и такой важный вопрос, как налоговые льготы, но, как правило именно этот момент и останавливает мецената от благотворительности, так как нет чёткого регламента и налоговые льготы идут на усмотрение регионального налогового органа. Именно этот немаловажный факт и не даёт большинству представителей крупного бизнеса заниматься благотворительностью, в том числе и в направлении искусства", — сообщил эксперт.
По мнению спикера, современный арт-рынок России находится в начале пути, и довольно часто инвесторы просят у авторов дисконты, не имея представления о реальной стоимости произведения искусства.
"Также стоит отметить и тот факт, что в нашем городе, в Петербурге, до сих пор нет музея современного реалистического, академического искусства. Довольно обидно, приезжая в Китай, в город Шанхай, видеть трёхэтажный музей академического русского искусства, где представлены лучшие картины выдающихся ленинградских и петербургских мастеров ХХ-ХI веков", — резюмировал спикер.

Как инвестировать в искусство

Для новых инвесторов хорошим способом стать игроком арт-рынка является инвестирование в молодых художников, представителей андеграунда и уличного искусства. Так можно избежать больших трат и рисков и попробовать себя в роли коллекционера. Алина Зоря, куратор площадки "Стрит-арт хранение" в Севкабель-Порту, рассказала "ДП" о преимуществах работы с этим сектором искусства.
"Действительно, в Петербурге есть тенденция к ретроспективности, потому что статус музея под открытым небом к этому обязывает. Люди, живущие в Петербурге, в основном, воспитаны на классическом искусстве, классической литературе, академическом подходе. И коллекционеры с меценатами — в их числе. В момент, когда они начинают комплектовать собственные коллекции и интересоваться собирательством, они часто начинают обращаться именно к классическому искусству, дорогостоящим лотам мастеров прошлых лет. Это искусство, проверенное временем, с понятным художественным языком, более надёжное в качестве вложения средств", — объясняет Алина.
Коллекционеров, которые систематически собирали и комплектовали бы в Петербурге современное искусство, сильно меньше, чем в Москве, считает эксперт. Во многом — из-за готовности аудитории. Например, в Москве или Нижнем Новгороде уже много лет проходят разные фестивали современного искусства и экспериментальных практик, поэтому широкая аудитория уже привыкла к этому формату и начинает ассоциировать свой город в том числе с молодыми перспективными художниками.
"В этом смысле в Петербурге все обстоит несколько иначе. С одной стороны, у нас есть довольно большой набор галерей, но больших значимых проектов, в общем-то не так много, либо они сконцентрированы на своих узких темах. Например, Центр Курёхина, который всё равно в той или иной степени вращается вокруг фигуры Сергея Курёхина, как такового. Безусловно, они привлекают современных художников, но взгляд у них всё равно несколько ретроспективный, чуть более музейный и исследовательский. Отчасти поэтому "Стрит-арт хранение" как проект выполняет гибридную функцию, мы не галерея в классическом понимании, мы ближе к формату музея. Наш фонд — это наша долгосрочная коллекция, которую мы храним и демонстрируем на других дружественных площадках, но у нас есть проект "Стрит-арт-лавка", где наши посетители могут приобрести искусство художников, с которыми мы сотрудничаем", — рассказала куратор.
По словам Алины Зори, покупка работ в таком формате подходит неопытным коллекционерам, а тем, кто увлекается уличным искусством. Недорогое и демократичное искусство служит своеобразной точкой входа для начинающих коллекционеров. Сотрудники галереи отмечают рост активности покупателей — за 2024 год продажи выросли вдвое по сравнению с предыдущим.

Прогноз для инвесторов искусства на 2025 год

Как рассказала Лиза Савина, петербургский художник Виталий Пушницкий на одной из недавних ярмарок успешно продал несколько фьючерсов. Механизм продажи был таков: для инвесторов была описана концепция выставки, были представлены форматы, на стенде были размещены пустые холсты, и коллекционеры могли оплатить лот. Уже после покупки фьючерса художник писал на холсте картину.
Лидия Рой рассказала, что практика покупки фьючерсов в искусстве пока не закреплена в правовом поле, однако интерес к использованию произведений искусства как финансового актива устойчиво растёт. Одним из перспективных решений стали цифровые финансовые активы (ЦФА), которые позволяют токенизировать картины. С 2024 по 2025 год было токенизировано девять работ на сумму 3,43 млн рублей; один из арт-токенов принес инвесторам доходность до 60% годовых.
Также эксперт озвучила прогноз развития арт-рынка до конца 2025 года. По данным MyInvest.Art, при сохранении текущих трендов и осторожном поведении коллекционеров объём продаж во 2 м полугодии 2025 ожидается в диапазоне $ 7,8–9,6 млн, что приведёт к суммарному объему $ 16,5–18,3 млн за год. При поддержке топовых лотов и концентрации на сегменте свыше $ 10тыс. можно рассчитывать верхнюю границу прогноза и выше.

Чьи работы покупать в Петербурге

Эксперты единогласно считают, что инвестиции в искусство — это работа вдолгую. Не всегда можно предугадать рост интереса к работам того или иного художника в будущем, но всё же, есть закономерности, соблюдая которые, прогадать будет трудно. Это касается как торгов на аукционах, так и частных сделок.
"Как говорил французский коллекционер и организатор выставок современного искусства Пьер Кристиан Броше, ты не можешь отстраивать цену по аукциону, то есть первичный рынок всегда должен быть чуть дешевле, чем аукцион: ты показываешь, что у тебя есть перспектива роста. Цена на художника складывается из его затрат на материалы и стоимости его времени. Она включает ту самую добавочную стоимость, на которую он работает всю жизнь. К примеру, художник Пушницкий в 2011-м году попал в международный справочник 100 авторов, которые будут в ближайшие 10 лет определять картину мира. Пушницкий был включен в каталог с работой, которая выставлялась у нас в галерее, и мы её продали незадолго до выхода книги за 15 тыс. евро. Через день после выхода книги нам позвонили и попросили ее перепродать за 25 тыс. евро, но работа уже нашла владельца. Коллекционер отказался расставаться с картиной", — рассказала Лиза Савина.
Работа Виталия Пушницкого.
Автор: gisich.com
Также эксперт рекомендует работы Керима Рагимова (его картины сейчас оцениваются в 40-50 тыс. евро), Кирилла Чёлушкина и Петра Швецова, взлетевшего за последнее время. Кроме того, куратор советует присмотреться к Федору Хиросигэ, Владу Кулькову, Лизе Бобковой и Алине Глазун.
"За молодыми художниками всегда сложно следить, потому что они дают скачок на старте, когда с условных 500 евро цена начинает подрастать до 5 тыс. Кажется, что в процентном отношении это много. В реальности рост цены до 10 тыс. евро — нижний потолок цен, после которого можно говорить об успехе. Если цена на работу достигает 30–50 тыс. евро, её, возможно, будут сдерживать на этой отметке", — сказала куратор.
Тем временем коллекционер из Петербурга Дарья Ковалевская подчеркнула, что считает самыми перспективными авторами Нику Клёцки, Николая Рындина, Ольгу Шумову и художницу из Калуги Марию Шелест.
Свои рекомендации "Деловому Петербургу" также озвучила сооснователь и директор Beriozka Gallery Екатерина Дубровская.
"В Петербурге очень много хороших художников, для начинающих коллекционеров я бы посоветовала походить на ярмарки и выставки не только в музеи, но и в частные галереи, а также на дни отрытых дверей в Академии художеств Репина и Штиглица для формирования насмотренности. Из художников Beriozka Gallery я рекомендовала бы обратить внимание на Виталия Простова, Алана Хатагты и Ксению Заварзову, обладающих высокой художественной ценностью и стабильно растущих в цене", — посоветовала галерист.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.