В первом полугодии 2025 года на рынке торговой недвижимости Петербурга вакантность в ТЦ выросла с 3,1% до 4,7%, сообщили в консалтинговой компании NF Group.
До конца года прогнозируется стабилизация показателя на уровне 4-5%,
По сведениям аналитиков, динамика положительная во всех форматах ТЦ, кроме районных, где зафиксировано снижение на 1 п. п. Эксперты считают, что такая картина связана с оптимизацией бизнес-процессов со стороны ретейлеров, а также открытием новых ТЦ, которые ещё не достигли оптимальных показателей заполняемости.
При этом ключевые торговые центры имеют более низкие показатели свободных площадей — с 1,3% в декабре 2024 года до 2,7% в июне 2025 года. Хотя тенденция к росту также прослеживается.
До конца года прогнозируется стабилизация вакантности в среднем по рынку на уровне 4-5%, так как новые торговые центры откроются с высокой заполняемостью. Так, в начале года открылось два торговых центра окружного формата: "Парк Молл" на проспекте Просвещения (арендопригодная площадь 30 тыс. м2) и "Небо" в Мурино (27,5 тыс. м2).
Помимо этого, введены в эксплуатацию, но пока не открыты торговые центры Hollywood и Новогорелово Ленинградской области. Открытие анонсировано на второе полугодие 2025 года. Ожидается, что годовой объём новых открытий превысит 100 тыс. м2, что в последний раз наблюдалось на рынке в 2013 году.
“
"Рынок остаётся в фазе сдержанной активности: высокая стоимость заёмных средств корректирует стратегию как собственников, так и арендаторов торговых центров, что приводит к переносу акцента на оптимизацию расходов и долгосрочную устойчивость. Замедление темпов развития связано с бурным ростом 2023-2024 годов, а усиление влияния онлайн-торговли и маркетплейсов создаёт дополнительную конкуренцию классическим торговым центрам", — пояснила директор департамента торговой недвижимости NF GROUP Евгения Хакбердиева.
Напомним: доля свободных помещений в торговых центрах Петербурга по итогам третьего квартала 2024 года оказалась вдвое ниже, чем в Москве. В Северной столице пустовало 3,4% помещений, в Москве — 6,7%. Посещаемость петербургских ТЦ за 8 месяцев вернулась к уровню 2022 года.
С начала текущего года общий объём торговых площадей в Петербурге достиг 2,4 млн м2. Данный показатель на 2,6% превышает прошлогодний (+60,7 тыс. м2), а к концу 2025-го должен превысить 2,5 млн "квадратов".