О главных результатах Петербургского международного экономического форума в беседе с "ДП" рассказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Каковы главные итоги ПМЭФ–2025 для города?
— Петербург решил на этом форуме все задачи, которые мы перед собой ставили. Город показал себя радушным хозяином. Продемонстрировал свои достижения в технологиях и успехи в реализации ранее заключённых на форуме соглашений. А самое главное — обеспечил своё дальнейшее развитие как мегаполис XXI века.
Второй год подряд Петербургский международный экономический форум принёс нашему городу более триллиона рублей инвестиций. Мы подписали 67 соглашений на 1,028 трлн рублей. Охвачены все ключевые отрасли экономики и приоритеты развития города. При этом впервые сумма соглашений по развитию научно–производственного потенциала (539 млрд) в несколько раз больше, чем в прошлом году, и превысила сумму соглашений по остальным проектам.
В городе будет создан транспортный скоростной каркас — магистрали М–7, ШМСД. Каковы сроки запуска этих проектов, какие задачи они решают, понятны ли уже источники финансирования?
— Как вы знаете, в первый день форума была забита символическая свая, символизирующая старт следующего этапа строительства ШМСД. Концессионное соглашение о строительстве 2–4–го этапов магистрали мы подписали ещё в конце прошлого года. Наши партнёры объявили конкурс на подготовку территории от Витебского до Союзного проспекта. Во втором полугодии работы начнутся на 2–м, 3–м и 4–м этапах проекта практически одновременно, включая строительство нового разводного моста в составе магистрали. В этом году на нашем стенде мы впервые показали полный макет ШМСД вместе со всеми пятью перспективными мостами через Неву.
Среди них и Арсенальный мост в составе магистрали непрерывного движения М–7 от Шпалерной улицы до Выборгского шоссе. Это проект с более дальним горизонтом планирования. Как вы знаете, соглашение о реализации данного проекта мы подписали с банком ВТБ на ПМЭФ 2 года назад. Эта трасса намечена в новом генплане схематично. Сейчас начаты предпроектные проработки. Они помогут определить оптимальные варианты технических решений с учётом экологических и экономических аспектов.
Что с проектом создания пассажирского железнодорожного полукольца, который затронул бы аэропорт Пулково? Или приоритетным проектом станет метро в аэропорт и дальше в сторону "Экспофорума"? Как вы оцениваете доступность "Экспофорума"?
— Косвенным ответом на ваш вопрос может стать то, что в рамках второй очереди строительства Пулково появятся не только новые, более комфортные заезды для автомобилистов и паркинги. В новом здании будут предусмотрены площадки для терминалов рельсового транспорта.
Наш проект создания "наземного метро", городских электричек — часть программы "Десять приоритетов развития Санкт–Петербурга". Он развивается. При этом также мы последовательно движемся к запуску работ по продлению Кировско–Выборгской линии метро. Здесь у нас есть поручение президента России, и мы ведём работу с федеральным центром по вопросу финансирования строительства этой ветки.
В целом на юге города мы одновременно развиваем все виды общественного транспорта. Мы продолжим развивать сеть скоростного трамвайного движения. Первый участок трамвайной линии "Славянка" от станции метро "Купчино" до Шушар будет введён до конца текущего года. Но мы уже смотрим дальше. С партнёрами по проекту "Купчино — Шушары — Славянка" договорились о продлении трамвайной сети до станции Царское Село, а затем — до ИНТЦ "Невская дельта".
На следующем этапе мы соединим трамвайными линиями комплекс "ИТМО–Хайпарк", станцию метро "Шушары", Колпино и город–спутник Южный. Трёхстороннее соглашение об этом со Сбербанком и ГК "Нацпроектстрой" мы как раз подписали на форуме. Новый проект позволит запустить скоростные трамвайные маршруты вдоль Софийской улицы, Волхонского шоссе и Южной широтной магистрали. В результате получим мощный каркас легкорельсового транспорта. Это даст ощутимые улучшения в транспортной системе Пушкинского района уже в ближайшее время — без ожидания ввода новых станций метро.
Нужна ли городу вторая очередь Пулково? Сохранится ли здание со стаканами?
— Сразу отвечу на вторую часть вопроса: внешний вид исторического и всеми узнаваемого здания будет сохранён. Это гордость старого ленинградского Пулково. К нему будет пристроена галерея для рейсов внутри России со стороны взлётно–посадочной полосы.
Что касается необходимости второй очереди, то напомню, что старт развитию Пулково как инвестиционному проекту дал президент. Уже при сооружении нынешнего комплекса планировалась вторая очередь. Триггерным значением для старта второго этапа модернизации по договору с инвестором является пассажиропоток 15,6 млн человек. Сегодня аэропорт Пулково перевозит больше 20 млн пассажиров, и он продолжит расти. Так что вторая очередь уже жизненно необходима. Поэтому проект идёт в работу, строительство должно начаться в 2027 году, инвестиции составят порядка 200 млрд рублей.
Как вы оцениваете перспективы петербургского автокластера? Сейчас заводы работают не на полную мощность — изменится ли ситуация в ближайшем будущем?
— Перспективы оцениваю оптимистично. Понятно, что у нас есть эффект "низкой базы", но тем не менее за прошлый год производство автомобилей в Петербурге увеличилось в 4 раза. В городе перезапущены две производственные площадки — "Автозавод Санкт–Петербург" и "Автозавод АГР".
На форуме мы подписали соглашение о сотрудничестве между "Автозаводом Санкт–Петербург" и АО "АвтоВАЗ". Уже в этом году будет запущен выпуск модели "Лада Искра", в следующем объём производства должен быть удвоен. Так что Петербург вносит немалый вклад в восстановление российского автопрома после санкций.
Каковы сроки реализации и перспективы проекта в Горской?
— Академия парусного спорта — первый объект будущего всесезонного курорта в Горской — находится на завершающей стадии проектирования. Аналогичный статус и у одного из ключевых инфраструктурных объектов — коллектора ТКК "Горская — Конная Лахта". Вместе с тем дальнейшие шаги требуют согласования с проектными решениями по туристическому кластеру "Санкт–Петербург Марина", включая инженерную и транспортную инфраструктуру. По этой причине запуск курорта запланирован на 2030 год.
Проект реализуется по поручению президента России и имеет федеральное значение. Для его успешного осуществления необходима комплексная работа правительства Санкт–Петербурга, федеральных органов и инвестора.
Общая стоимость проекта остаётся прежней, окончательная сумма инвестиций будет определена после завершения проектной документации. Город продолжает выполнять обязательства по созданию базовой инфраструктуры — ведутся работы по проектированию и строительству дорог, магистральных сетей, источников снабжения. Ответственность за строительство самого курорта лежит на инвесторе.
В начале июня был утверждён проект планировки территории. Строительство начнётся после утверждения всей необходимой градостроительной документации и урегулирования имущественно–правовых вопросов.