Проскочила Iskra: петербургский автопром реанимируют со второй попытки

Запуск производства Lada Iskra в Петербурге оценили как "социальный проект"

В Петербурге предпринимают вторую попытку реанимировать автомобильный кластер. Сделать это намерены при помощи отечественных и, возможно, китайских брендов. Но выход на докризисный уровень производства пока не значится в ближайших планах.

Главной новостью для отрасли, несомненно, стало сотрудничество АвтоВАЗа и "Автозавода Санкт–Петербург". Соглашение, подписанное на ПМЭФ, подразумевает производство на мощностях последнего новой модели Lada Iskra, которую минувшей весной начали выпускать в Тольятти. Предполагается, что конвейер будет запущен в сентябре и до конца года с него сойдут 4 тыс. машин. В следующем году объём производства планируется удвоить.

Завести с толкача

Генеральный директор петербургского завода Иван Миронов заявил, что на предприятии "рады возвращению АвтоВАЗа в Санкт–Петербург". Здесь стоит вспомнить, что в феврале 2023 года именно автомобильный гигант стал собственником бывшего завода Nissan. Однако после введения санкций против компании она стала дистанцироваться от своего актива, что отразилось в названии предприятия, откуда убрали слово "Лада". Вдобавок собственники предприятия были скрыты, а с сайта АвтоВАЗа убраны упоминания о петербургском заводе. Теперь же, как убедился корреспондент "ДП", они снова появились на ресурсе.
В период первого явления АвтоВАЗа на завод там предполагалось выпускать кроссовер Lada X–Cross 5 на базе китайских FAW. Однако проект был заморожен. Как предполагали эксперты, иностранного производителя спугнула угроза попасть под вторичные санкции. В итоге на площадке в сотрудничестве с Chery запустили производство кроссоверов с похожим названием — Xсite XCross. Однако бренд "не выстрелил". Участники рынка обращали внимание на отсутствие явных преимуществ и туманные перспективы развития.
Глава "Автостата" Сергей Целиков писал, что за апрель завод не выпустил ни одного автомобиля. Однако на предприятии эти данные называли слухами. После подписания соглашения с АвтоВАЗом представители компании заявили "ДП", что производство XCite не приостанавливается.

Социальный проект

Lada Iskra, согласно заверениям производителя, сугубо отечественный проект с 90%–ным уровнем локализации. Президент компании Максим Соколов, комментируя партнёрство, заметил, что оно "обеспечит сохранение опытного коллектива" петербургского завода. При этом, по замечанию автоэксперта, автора телеграм–канала AutoRun SPb Дениса Гаврилова, проект больше напоминает социальный, а не рыночный.
"Мне кажется, что это пока будет крупноузловая сборка. Будут привозить машинокомплекты и здесь просто дособирать их. Тот объём, который они назвали, говорит, что это не полноценное производство, не полный цикл, — полагает эксперт. — Неочевидна логика проекта, потому что привозить машинокомплект сюда, чтобы здесь просто загрузить людей, — это дополнительные издержки. Зачем они нужны, когда все производители компонентов уже давно наладили логистику на основное предприятие. И многие из них, например, находятся рядом с АвтоВАЗом. А тут необходимо организовать поставки компонентов в Петербург".
По мнению Дениса Гаврилова, производство Lada Iskra выглядит перспективнее, чем Xсite. Однако для завода более понятным вариантом стал бы выпуск презентованного на ПМЭФ Lada Azimut, поскольку завод изначально был настроен под производство кроссоверов.
"Старт продаж Lada Iskra назначен на 20 июля. Пока рано говорить о том, как обстоят дела. Но можно уже считать, что перспективы у модели действительно положительные. Тем более если цена останется в рынке. Можем пожелать успеха как новой модели, так и сотрудничеству. Нашей промышленности крайне необходимо задействовать простаивающие заводы после ухода западных брендов", — комментирует руководитель пресс–службы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) Вера Павлова.

Китайский плюс

Другой петербургский завод — АГР (бывшие Hyundai и GM) — настойчиво "сватают" производителям из Поднебесной. Портал "Китайские автомобили" на этой неделе сообщил, что на предприятии планируется запуск сборки машин бренда GAC. По информации ресурса, речь идёт о трёх моделях: кроссоверах GS3 и GS8, а также минивэне M8.
В компании сразу опровергли данные из публикации. "Информация не соответствует действительности. Таких планов у нас нет", — заявили там "ДП".
О сотрудничестве АГР с китайцами СМИ и специализированные паблики пишут не впервые. Ещё в конце прошлого года появились сообщения о крупноузловом производстве на площадке машин марки Jaecoo. Весной в соцсетях были фото заводской парковки, заполненной автомобилями бренда, а инсайдеры сообщили о первых продажах выпущенных машин.
По данным телеграм–канала "Русский автомобиль", к концу апреля производственная мощность достигла 1 тыс. машин в месяц. В начале июня ресурс сообщил, что Jaecoo, собранные в Петербурге, сменили шильдики и теперь называются Jeland.
На самом заводе отказывались комментировать эти публикации, называя их слухами. С другой стороны, на мысль о сотрудничестве с компаниями из КНР наталкивают требования к потенциальным сотрудникам предприятия. В вакансиях на сервисе hh.ru указано, что знание китайского языка будет плюсом для кандидата.
Основным проектом для завода, судя по всему, пока остаётся сборка Solaris из оставшихся от корейцев машинокомплектов Hyundai и Kia. По мнению Дениса Гаврилова, будущее площадки зависит от того, будет ли продолжаться этот проект, и от возможности обратного выкупа прежним собственником.
"Если там появился ещё и GAC, то я бы сказал, что по спросу Jaecoo выше. GAC — в идеале это условно 15 тыс. машин в год, если взять весь модельный ряд. Для завода, на котором выпускалось 200 с чем–то тысяч, это несерьёзно", — считает эксперт.
Он добавляет, что GAC давно присматривается к возможному производству в России. В то время как почти все остальные компании из КНР уже обзавелись собственными площадками.
"GAC стабильно входит в топ–10, но у них динамика такая же, как и по всему рынку, — примерно минус 30%. Однако это интересный бренд как по набору ТТХ, так и по модельному ряду. Я бы даже сказал, что он стоит немного особняком от других представителей китайского автопрома", — отмечает директор департамента новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов.

Туман в конце тоннеля

Смогут ли новые проекты дать импульс петербургскому автопрому, непонятно. Пока в глаза бросается тот факт, что заявленные производственные планы сильно не дотягивают до былых объёмов.
Как отмечает Денис Гаврилов, выход из кризиса может обеспечить только запуск полноценного производства, а не крупноузловая сборка. Но на это может претендовать лишь проект Solaris.
"Можно смотреть, что остальные проекты загружают персонал, но опять же производство полного цикла создаст больше рабочих мест. Поэтому — да, хорошо, что хоть какие–то люди загружены, которые могли потерять свои компетенции, если бы эти заводы стояли. Но хочется большего", — резюмирует эксперт.
Вера Павлова в свою очередь констатирует, что со всей очевидностью до возвращения западных брендов ещё далеко. "Да и корейские с японскими всё больше обросли слухами. Все понимают, что для возвращения необходимо ослабление санкций. На сегодняшний день мы можем рассчитывать только на отечественный автопром и совместные проекты с китайскими производителями. Сейчас очень важно понимать, что падение рынка происходит уже несколько месяцев и скоро мы будем говорить о закрытии большого количества дилерской сети, если не будут приняты меры господдержки", — добавляет она.
Сотрудничество АвтоВАЗа с "Автозаводом Санкт–Петербург" выглядит разумным шагом, особенно после неудачи с проектом Xcite, где при плане 25 тыс. машин продали лишь около 5,5 тыс. Новая ставка сделана на Lada Iskra — модель с высокой степенью локализации, рассчитанную на массовый сегмент. Завод сохранит инфраструктуру и квалифицированных специалистов. Проект уже вызывает интерес и у дилеров, и у рынка. Китайский бренд GAC тем временем укрепляет позиции: в 2024 году было продано свыше 11 тыс. автомобилей, а Россия стала крупнейшим внешним рынком марки. GAC обсуждает локализацию, поддерживает спрос акциями и постепенно наращивает присутствие. Петербургский автопром находится в фазе перезапуска. АвтоВАЗ и китайские бренды действительно могут частично заместить ушедших японцев и корейцев, но быстро это не произойдёт. Успех зависит от устойчивого спроса, глубокой локализации и поддержки со стороны государства.
Татьяна Акимова
генеральный директор агентства "Автомаркетолог"
Многие перевозчики пока не успели оценить модель Lada Iskra, которая сошла с конвейера лишь 19 апреля этого года. В целом же, согласно нашему опросу, лишь треть компаний в отрасли такси готовы обновлять парк продукцией отечественного автопрома из–за её ограниченного ресурса и частых ремонтов при интенсивной эксплуатации. Поэтому в свете вступления в силу с 1 марта 2026 года закона о локализации важно включить в перечень разрешённых для такси все произведённые в России автомобили, в том числе локализованные зарубежные модели, чтобы не ограничивать выбор только несколькими моделями "Лады" и другими отечественными авто. Также необходимо сохранить возможность для самозанятых и ИП регистрировать подержанные личные машины российского и зарубежного производства после 1 марта 2026 года, чтобы не создавать искусственных барьеров и не закрывать вход в отрасль значительной части перевозчиков.
Наталия Лозинская
исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.