"Бьюти–услуги стали очень дорогими": салоны красоты в Петербурге потеряли работников

Парикмахерские и маникюрные салоны стали реже открываться в Петербурге
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Сфера услуг, особенно бьюти–индустрия, столкнулась с серьёзными вызовами: мастера предпочитают работать на себя, набирая аудиторию за счёт демпинга. Из–за этого всё больше салонов красоты закрывается.

Эксперты рынка отмечают, что в Петербурге стало открываться меньше салонов красоты. При этом растёт спрос на коворкинги и аренду небольших помещений для работы частных мастеров. Это касается не только индустрии красоты, но и сферы услуг в целом. В самозанятые уходят специалисты по пошиву одежды, мастера оздоровительных wellness–процедур и даже стоматологи.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко заметила, что на основных центральных торговых улицах города в течение последних 2 лет открывалось по 13–15 салонов красоты. Это на 40% меньше аналогичного показателя 2022 года. Рост можно отметить лишь в более высоком ценовом сегменте. Среди арендаторов коммерческих помещений на первых этажах жилых комплексов элит– и бизнес–классов салоны красоты всё ещё являются одним из лидирующих профилей по количеству новых открытий.

Салонная трансформация

Директор по развитию YClients Михаил Орлов объясняет, что сейчас чаще открываются небольшие студии — только за последние полгода по России появилось 400 тыс. новых частных специалистов. А вот крупные салоны, особенно в премиум–сегменте, растут в основном за счёт франшиз. При этом потребительский спрос не падает. Люди по–прежнему ходят на бьюти–процедуры — количество онлайн–записей выросло на 11,2% за год.
"Наблюдается тенденция перехода квалифицированных мастеров в статус самозанятых или индивидуальных предпринимателей, которые открывают собственные микростудии или арендуют кабинеты. Им это выгодно по сравнению с работой в салоне. Там мастер получал 30–50% от стоимости оказанной услуги, а работая на себя — 70–100% за вычетом расходов на материалы, аренду и налоги", — говорит Орлов.
В связи с этим вполне объясним тренд на развитие коворкингов в сфере услуг. В Петербурге на сегодняшний день работает уже около 120 бьюти–коворкингов. Это в том числе и бывшие салоны, которые в конкурентной борьбе стали позиционировать себя по–новому.
Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов отмечает, что спрос на помещения для открытия салонов красоты в этом году выше на 5–7%. Интересуются в основном местами для премиальных вариантов, а также для организации салонов по принципу коворкингов: от барбершопов до многофункциональных центров.
Руководитель Ассоциации предприятий индустрии красоты (АПИК) Лялья Садыкова также отмечает, что интерес к коворкингам среди мастеров растёт. Но чаще всего это опять–таки не новые локации, а этап трансформации классических салонов.

Вопрос цены

В Москве ситуация развивается ещё более активно: там "Авито" совместно со столичной мэрией открыли первый городской бьюти–коворкинг на 58 рабочих мест. Внутри — оснащённые кабинеты, а также зоны для обучения и тестирования продукции. Воспользоваться всем этим можно бесплатно.
"Пока сложно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, это может быть поддержкой для мастеров. С другой — если государственные коворкинги начнут демпинговать или забирать рынок за счёт субсидий, то для частных предпринимателей это станет проблемой. Всё–таки у государства больше возможностей: юридическая защита, коллаборации, бюджеты, программы аренды по нулевой ставке", — опасается Садыкова.
Основатель пространства для мастеров бьюти–индустрии "Друзья и встречи", сооснователь сети бьюти–коворкингов Solo Salon Антон Ахмедов отмечает, что он открывал в Петербурге четыре бьюти–коворкинга в 2020 году. За это время конкуренция в нише значительно увеличилась.
По его словам, новых салонов красоты открывается меньше, чем раньше. Их руководители сталкиваются с дефицитом кадров, так как многие мастера индустрии красоты замечают, что работать на себя выгоднее. Стоимость аренды рабочего места в коворкинге значительно ниже, чем процент, который забирает салон.
"Социальные сети и развитие личного бренда мастера помогают набрать им клиентскую базу, соответственно необходимость работать в салонах пропадает", — отмечает Антон Ахмедов. Тренд особенно заметен в крупных городах, где проще найти клиентов самостоятельно.
Мастер маникюра Ирина Смирнова говорит, что сейчас около 70% мастеров начинают работать на себя. Из–за этого обостряется конкуренция, которую многие пытаются выиграть за счёт демпинга.
"После 2020 года бьюти–услуги стали очень дорогими, так как материалы сильно росли в цене. Если мастера будут ставить низкие цены, то будут работать в убыток. Но некоторые идут на этот шаг, чтобы нарастить свою клиентскую базу. Сейчас, на мой взгляд, рост цен приостановился, как и прирост клиентов, потому что некоторые потребители перераспределяют свои расходы и отказываются от маникюра, ресниц и прочих услуг", — отметила она.

Резюме не хватает

При этом на рынке труда наблюдается дефицит специалистов, которые работают в сфере услуг. С января по начало июня 2025 года петербургские работодатели разместили на hh.ru более 10,4 тыс. вакансий, связанных со сферой услуг. Это на 13% больше, чем в аналогичном периоде 2024 года.
По данным hh.ru, наибольшая потребность в кадрах в этом году наблюдается именно у салонов красоты: более 2,6 тыс. новых рабочих мест, что на 10% больше, чем в 2024–м. На одну вакансию парикмахера или лэшмейкера приходится до трёх активных резюме, что ниже нормы в 2 раза, на вакансию мастера маникюра — до 3,5 резюме.
На втором месте по доле вакансий — спортклубы и фитнес–центры (2,3 тыс. вакансий, на 15% больше, чем в 2024–м). На третьем — туристические компании (2,1 тыс. вакансий, +11% новых рабочих мест год к году). Также в топ входят агентства домашнего персонала, аренда автомобилей, ателье.
Дефицит кадров дополнительно подстёгивает ужесточение миграционного контроля. Однако этот фактор существенно сказался только на экономсегменте индустрии красоты — недорогих барбершопах и парикмахерских, небольших салонах у дома. Именно там традиционно работали мигранты, в первую очередь из стран Средней Азии. В премиум– и бизнес–сегментах они не работали изначально.
"Кого взять вместо них? В экономсегменте — просто некого. Работа тяжёлая, непрестижная. За 200–300 рублей стричь никто из местных не хочет. Все стремятся в комфорт+, бизнес или уходят в самозанятость. Чтобы привлечь местного мастера, нужно поднимать цены. Исчезает сам экономсегмент, в котором, между прочим, обслуживалось более 70% населения страны", — говорит Лялья Садыкова.
Проблема, по её мнению, в том, что нет понятных, прозрачных легальных схем сохранить сотрудника–мигранта, а также стимулов для его локализации. Из–за технических ошибок даже легально находящийся в стране мигрант может быть внезапно депортирован.

Частное кресло

Самозанятыми хотят быть не только мастера маникюра. Стоматологи тоже уходят из частных клиник и городских поликлиник, открывая собственные зубные кабинеты или арендуя стоматологические кресла в медицинских коворкингах.
Генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин отмечает, что этот тренд может оказать разнонаправленное влияние и на качество, и на стоимость стоматологических услуг. Снижение качества может возникнуть из–за ограниченного доступа к ресурсам. Стоматологам, работающим в одиночку, сложнее приобретать дорогостоящее современное оборудование или консультироваться с широким кругом специалистов в сложных случаях. Кроме того, управление собственным кабинетом требует времени и усилий на административные задачи — ведение документации, маркетинг и бухгалтерию. Это может отвлекать от основной деятельности — лечения пациентов.
Управляющая стоматологической клиникой на Гражданском проспекте медицинского холдинга "Первая семейная клиника Петербурга" Вероника Бугакова при этом отмечает, что они не ждут значительных изменений в ландшафте стоматологических услуг. Молодых докторов с амбициями достаточно. "Многие говорят, что хотели бы открыть свой кабинет. Но мало кто отдаёт себе отчёт в необходимых усилиях и вложениях. Большинство откидывают эту идею уже на уровне осмысления", — говорит она.
Эксперты допускают, что со временем уход стоматологов в самозанятые может стать заметным трендом в сегменте простых процедур. Но произойдёт это точно не за 3–5 лет.
Если лицо, оказывающее услугу, арендует помещение или коворкинг, то должен быть договор аренды. Арендодатель не будет себя подставлять, а наоборот — пропишет в договоре, что за безопасность услуг, оказываемых в таком–то месте, несёт ответственность арендатор. То же лицо (оказывающее услуги) скорее будет являться ИП или иметь статус самозанятого. В таком случае получатель услуги всё равно будет под защитой закона "О защите прав потребителей". Если же никаких договоров и статусов у лица нет, то и тогда остаётся возможность обратиться в суд с иском о возмещении причинённого вреда и / или ущерба. Или обратиться с заявлением о преступлении в СК России (по статье 238 УК РФ — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Наделение "независимостью" мастеров из салонов красоты играет на руку скорее сетям салонов. Потому что, если сместить ответственность на конкретного человека, бизнес может избежать больших штрафов и проверок. Или оснований для проверки будет гораздо меньше.
Артём Яблоков
адвокат, партнёр консалтинговой компании "Братья Яблоковы"
Мастера, у которых есть своя клиентская база, массово уходят из салонов. Все остальные выживают за счёт массовой рекламы и демпинга, хотя оказывают не совсем качественные услуги и живут на текучке клиентов. А также раскрученные салоны с высоким чеком хорошо себя чувствуют на рынке. При этом средний класс салонов провалился: в основном спрос перетекает в эконом– и премиум–сегмент.
Алексей Шилкин
владелец студии красоты Aleksei Shilkin
Сам по себе факт того, что мастер работает вне стен салона, не освобождает его от ответственности за причинение вреда. В частности, за оказание услуги ненадлежащего качества на гражданина, который такую услугу оказал, может быть наложен штраф от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Факт заключения договора в таком случае может быть подтверждён, например, денежным переводом с карты на карту, свидетельскими показаниями, перепиской в мессенджерах. Кроме того, гражданин, который получил вред от некачественно оказанной услуги, в любом случае вправе претендовать на возмещение вреда в судебном порядке.
Владислав Варшавский
управляющий партнёр ЮК "Варшавский и партнёры"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.