Когда–то стартап был большой мечтой. Каждый второй студент хотел стать новым Стивом Джобсом, принести идею, которая изменит рынок, а сам он получит миллионы долларов (от очереди инвесторов) и собственный офис — например, в лофте на "Красном Октябре". Всё это исчезло вместе с золотым веком стартапов, который пришёлся преимущественно на нулевые и десятые годы.
Спустя почти 15 лет студент скорее выберет фриланс и будет метаться от проекта к проекту, чем захочет кропотливо вкладываться в собственную идею. Эта ситуация характерна не только для российской среды, но и для мира в целом. Венчурная компания Atomico в ежегодном докладе констатировала, что частные инвестиции уменьшаются не только в Европе, но и по всему миру.
В России, по данным аналитической платформы Venture Guide, в 2024 объём инвестиций сократился на 23%, а число сделок — на 17%. Всего за год было совершено 153 сделки на $91,7 млн. Этому способствует макроэкономическая нестабильность, волатильность на рынках и, конечно, повсеместное внедрение ИИ. Что говорить, если даже такие гиганты, как Google, проводят оптимизацию затрат и массово сокращают сотрудников.
За прошлый год в России на фоне повышения ключевой ставки ЦБ до 21% также сократился объём инвестиций в IT–стартапы. Около 62% российских проектов не привлекают внешнее финансирование — такие данные приводит сервис baza.vc в свежем исследовании "Стартап Индекс 2025". Парадоксально, но сами фаундеры оптимистичны и около 60% из них верят в рост. Однако половина проектов живёт на деньги основателей, а 45% стартапов не имеют выручки вообще. На смену рынку инноваций появилось поле экспериментов с ограниченными ресурсами.
Судя по данным опроса, типичный российский стартап сегодня — это компания младше 2 лет на стадии идеи, прототипа или минимального жизнеспособного продукта с командой от 4 до 15 человек. Такая компания в основном ориентирована на внутренний рынок в сегменте b2b и имеет локальные или зарубежные аналоги. При этом образ фаундера вырисовывается такой: мужчина в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием, проживающий в Москве.
Возможно, глобальная проблема замедления рынка стартапов заключается ещё и в том, что время мечтателей давно прошло, но сами стартаперы этого пока не заметили.