О наиболее популярных услугах в области страхования, а также о том, что общего они имеют с Private banking, "ДП" рассказал директор Санкт-Петербургского филиала "Ренессанс страхование" Максим Алташкин.
Какие направления на рынке по итогам первого квартала, на ваш взгляд, развивались наиболее активно?
— Динамично растёт спрос на услуги страхования жизни, грузов и имущества. В топе запросов находится оформление полисов добровольного медицинского страхования (ДМС). Замедление показывает каско, так как очень сильно зависит от объёма продаж новых автомобилей, а авторынок, как известно, сегодня переживает период стагнации. Аналогичная ситуация с ипотечными программами. На стабильном уровне остаётся ОСАГО.

Директор Санкт-Петербургского филиала "Ренессанс страхование" Максим Алташкин
Что стимулирует спрос на добровольное медицинское страхование — кадровый дефицит?
— Да, в текущих условиях поиска и удержания сотрудников даже малый и средний бизнес воспринимают соцпакеты как необходимость. Для крупного же бизнеса ДМС всегда являлось важным инструментом корпоративной культуры. Кроме того, это ещё и способ вовремя диагностировать недуг, что в результате существенно сокращает число и продолжительность больничных листов, а следовательно снижает потери рабочего времени. Ведь при нехватке персонала любая дополнительная нагрузка на сотрудников из-за отсутствующих коллег — это лишний риск текучки и потери качества. Неслучайно, только в нашей компании по Петербургу сегмент ДМС продемонстрировал рост почти на 15%.
По каким направлениям результаты превзошли ожидания?
— Страхование имущества корпоративных клиентов выросло год к году на 28,6%. В том числе, это можно объяснить ростом спроса на включение в договор опции страхования от терроризма и диверсий, что связано с выросшим риском повреждения имущества беспилотниками. Стоимость такой опции для, допустим, для предприятий, владеющих коммерческой недвижимостью в Петербурге и Ленинградской области, составляет в среднем 0,02–0,06% от страховой суммы.
Какие ещё программы и сервисы могут оказаться востребованными?
— Считаю перспективной одну из наших последних разработок — программу, охватывающую потребности компаний по направлению "Здоровье коллектива". Мы видим развитие этого продукта через максимальную персонализацию предложений для HR. На портале, доступном для HR-менеджеров наших корпоративных клиентов, создан раздел с предложениями сервисов, комплементарных программам ДМС. В частности, здесь будут услуги компаний, как входящих в Группу Ренессанс страхование: сервис психологической поддержки, медицинский маркетплейс, компания по страхованию жизни, так и сторонних провайдеров (например, это варианты сервисов по различным направлениям поддержки ЗОЖ).
На основании собранной аналитики мы предлагаем клиенту превентивные мероприятия для коллектива. Например, отдельные "дни здоровья" или полноценные программы well-being на год, скрининги, чекапы, направленные на выявление возможных сложностей у сотрудников на раннем этапе. Такой анализ уже сейчас позволяет выявлять проблемные зоны коллектива в разрезе, например, филиалов или отделов.
Как это работает на практике?
— Можно вспомнить нескольких кейсах. Недавно клиент с большим количеством складских работников, занятых физическим трудом, разбирался с возросшим числом больничных. Аналитика показала, что подавляющее большинство отсутствий на работе связано с болями в спине. В результате проведённого обследования для сотрудников была составлена программа для профилактики и снижения нагрузки. Спустя полгода можно было увидеть положительную динамику — обращения с данным недугом снизились на 56%.
Другой пример связан с клиентом, занятым в сфере ретейла. Во время поиска причин большого числа больничных оказалось, что их непропорционально большая доля пришлась на одно из подразделений. Оказалось, из-за сбоя в бизнес-процессах этот отдел был сильно перегружен, что в итоге отразилось на здоровье сотрудников. Руководством предприятия совместно с HR были приняты соответствующие меры, и уровень заболеваемости пришёл в норму.
Что такое сервис персональных менеджеров в страховании? Можно ли сказать, что это некий аналог premium banking?
— По сути, это действительно так. Клиент может обратиться к сотруднику страховой компании, с которым работает, для решения любых вопросов: от урегулирования убытков и внесения изменений в полис до консультаций по защите от нестандартных рисков или даже за советом, где сейчас безопаснее проводить отпуск.
Чего ждёте от второй половины этого года?
— Сегодня с учётом постоянно меняющихся условий в экономике и правил игры в кредитно-финансовой политике какие-либо прогнозы делать сложно. Однако на фоне обозначенных выше тенденций можно выделить направления, которым стоит уделить наибольшее внимание.
В ближайшее время важно сосредоточиться на внедрении и масштабировании технологических инноваций, региональном развитии, расширении сотрудничества с экосистемами, а также на кросс-продажах, в рамках которых клиентам будут предлагаться, как страховые, так и дополнительные услуги. Перспективным также считаю, например, стартовавший в этом году специализированный сервис для реализации автомобилей с пробегом, ранее принадлежавших юридическим лицам, включая транспорт из лизинга и таксопарков. Целью этого проекта является создание онлайн-платформы, на которой предприятия и ИП могут найти все виды авто в одном месте.
Акцент в добровольном медицинском страховании стоит сделать на клиентов сегмента МСП. По данным Минэкономразвития, по итогам первого квартала 2025 года численность таких предприятий в России установила новый рекорд в 6,7 млн субъектов. А по Петербургу за 2024 год их количество возросло на 10 тысяч и достигло 378 тысяч. Только в городе на Неве сегодня более половины от всего занятого населения работает в сфере МСП. И эти цифры, согласно официальным данным, будут только расти.