Сроки поджимают: по какому маршруту пройдёт ВСМ Москва — Петербург

Для ВСМ Москва — Петербург расчертили маршрут через шесть регионов
Автор фото: коллаж "ДП"

"Деловой Петербург" собрал последние сводки с масштабной стройки ВСМ и разобрался, в какой стадии находится каждая составляющая проекта.

Для начала кратко вспомним ключевые характеристики проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург. Протяжённость путей составит 679 км. После запуска поездов по ВСМ путь из Москвы в Петербург займёт 2 часа 15 минут, что почти в 2 раза быстрее "Сапсана". Минимальный интервал между поездами может составить 15 минут. Как ожидается, самый дешёвый билет будет стоить около 9 тыс. рублей.
Запуск пассажирского движения на линии запланирован на 2028 год. Активная фаза строительства магистрали должна начаться в середине лета 2025 года. К этому времени должно быть завершено всё проектирование и получены положительные заключения Главгосэкспертизы по всем этапам.

Главные участники проекта

Для реализации проекта 12 января 2024 года в Москве была зарегистрирована компания-концессионер ООО "ВСМ Две столицы". В числе её учредителей — регионы — участники проекта, РЖД и инвестиционная компания ЗАО "Лидер", которая привлекает в проект средства негосударственных пенсионных фондов.
Со стороны государства концедентом выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).
У магистрали также есть официальный перевозчик — компания "ВСМ-400". Как следует из данных ЕГРЮЛ, её учредитель — ГУП "Московский метрополитен".
РЖД выступает генподрядчиком проекта. Техническим заказчиком локомотивов для РЖД является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
В конце прошлого года участники проекта подписали спонсорское (акционерное) соглашение, прямое соглашение, кредитное соглашение и договор об организации перевозки. Документы определили объём их долгосрочных обязательств и распределение рисков.

Маршрут ВСМ

Высокоскоростная магистраль пройдёт по территориям шести регионов: кроме Москвы и Петербурга в проекте участвуют Ленинградская, Московская, Новгородская и Тверская области.
Согласно маршруту, который в марте 2024 года представили в мэрии Москвы, на линии запланировано 16 остановок, из них четыре — в Москве, ещё две — в Петербурге. Ленобласти досталась только одна промежуточная остановка высокоскоростных поездов. Остальные станции должны разместиться в Новгородской и Тверской областях.
Тогда список станций выглядел следующим образом: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград — Крюково в Москве, Высоково в Подмосковье, Новая Тверь, Логовежь, Садва, Выползово в Тверской области, Валдай, Горки, Великий Новгород, Тигода — в Новгородской, Жаровская — Ленобласть, Обухово-2 и Московский вокзал в Петербурге.
Сейчас на карте официального сайта ВСМ маршрут выглядит немного иначе. На нём не обозначено Обухово-2, вместо него — станция Южный, на новгородском участке отсутствуют Тигода и Горки. Однако создатели карты подчёркивают, что схема "носит исключительно информационный характер и не является проектным решением".
Основной концессионный участок ВСМ включает работы по строительству инфраструктуры от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный. Входы в Москву на участке от Алабушево до Ленинградского вокзала тоже строит РЖД, но уже в рамках собственной инвестпрограммы.
Автор: всм-2-столицы.рф

Что уже готово

Как уже говорилось, участки магистрали поделены на несколько этапов строительства, для начала строительства необходимо получение положительных заключений Главгосэкспертизы. Такие заключения уже получены для проведения работ по строительству входов в Москву и Санкт-Петербург.
Все субъекты приняли законы об установлении налоговых льгот в отношении недвижимого имущества, составляющего инфраструктуру ВСМ-1. Подписаны соглашения о взаимодействии с Росжелдором, устанавливающие взаимные права и обязанности по проекту.
По всем этапам утверждена документация по планировке территории. Также завершаются работы по проектированию инфраструктуры. На отдельных участках будущей магистрали генеральный подрядчик, РЖД, приступил к подготовительным работам — сносу построек и зелёных насаждений, перекладке инженерных коммуникаций и строительству патрульно-эксплуатационных дорог.

Подвижной состав

Первый российский скоростной электропоезд получил название "Белый кречет". Он состоит из восьми вагонов с возможностью соединения двух составов.
Разработка высокоскоростного подвижного состава началась ещё в 2020 году под руководством АО "Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта". Производство возложено на АО "Уральские локомотивы" (входит в группу "Синара").
Как ожидается, первые два поезда для высокоскоростной магистрали будут построены и сертифицированы в 2027-м — начале 2028 года, к запуску движения на тестовом участке.
В марте 2025 года в компании "Синара — транспортные системы" заявили о готовности опытного образца двигателя для высокоскоростных поездов. В том же месяце должны были начаться его испытания.
Завод в Свердловской области, где будут производить сами поезда, пока строится. Уже возводятся его корпуса в Верхней Пышме. Общая площадь нового производства должна составить 67 тыс. м2. По словам вице-премьера Виталия Савельева, многое делается с опережением графика.
В разработку деталей для инновационного состава включены 100 предприятий из 20 регионов России. Правда, 100%-ной локализации на первом этапе достичь не удастся, поезд будет "импортозамещённым" на 80%. Уже проведена работа с 25 ключевыми комплектаторами по 41 компоненту будущего электропоезда, заключаются договоры, согласовываются технические задания, формируются графики для выпуска двух первых образцов и выхода на серийное производство. Испытания проходит рама немоторной тележки для электропоезда.
Серийное производство поездов должно начаться почти одновременно с завершением испытаний и сертификации головных образцов. Известно, что основным материалом корпуса будет экструдированный алюминиевый профиль, за счёт которого уменьшится общий вес восьмивагонного поезда.

Что построят в Петербурге для ВСМ

В Петербурге получены все согласования по планировке в рамках проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), заявил в недавнем отчёте перед депутатами губернатор Александр Беглов. На Градостроительном совете рассмотрен и одобрен архитектурный облик нового терминала.
Железнодорожники уже начали подготовительные работы по строительству входа в город. Также началась интенсивная расчистка территорий под строительства магистрали и под новый терминал ВСМ. Одним из тех, кто получил уведомление об изъятии недвижимости для госнужд, стал местный бизнесмен Михаил Бобров, которому принадлежит здание БЦ на Лиговском проспекте.
Специалисты АО "Дороги и Мосты" (входит в "Нацпроектстрой") возводят на участке почти 70 км путей и 15 искусственных сооружений, включая два моста, восемь железнодорожных путепроводов, три эстакады и два тоннеля. Вдоль путей установят шумовые экраны.
Положительно решён вопрос о переносе Фарфоровского поста.
В Петербурге выбрали место и одобрили проект нового вокзала. Его построят рядом с Московским вокзалом, а для интеграции с метро на Лиговском проспекте построят вестибюль станции "Лиговский проспект — 2". В комитете по градостроительству и архитектуре объявили конкурс на разработку эскизных предложений облика вестибюля.

Что создадут в Москве

Длина ВСМ в черте столицы составит чуть более 25 км. В Москве поезда ВСМ будут делать четыре остановки: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград — Крюково.
Каждая из остановок ВСМ в столице станет крупным пересадочным узлом. Комплексную реконструкцию станции Крюково провели в 2021-2023 годах. На Петровско-Разумовской запланированы три новые платформы с навесами. РЖД ведёт в Москве строительство мостов через реки и каналы и нескольких новых путепроводов.
С прошлого года развёрнуты работы по строительству ТПУ "Рижская". На Рижской хотят реконструировать четыре платформы МЦД-2 и МЦД-3, построить объединённый надземный пассажирский вестибюль для пересадки между МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4. Кроме того, планируют сделать транзитный переход через железнодорожные пути. Сейчас там освобождают территорию от инженерных коммуникаций, идёт проектирование.
В столице началась модернизация Ленинградского вокзала, который мэрия Москвы арендовала у РЖД. Его внутренние пространства, предназначенные для пассажиров, хотят увеличить в 3 раза. До конца года эта работа должна быть завершена.
"Самая сложная задача — строительство участка от Ленинградского вокзала до Алабушева. Работы пройдут в условиях плотной застройки без остановки движения поездов", — рассказывал мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

Что появится в Московской области

В Московской области будет только одна станция — Высоково. Недавно министр транспорта Роман Старовойт вместе с главой РЖД Олегом Белозёровым и подрядчиками осмотрели площадку в Подмосковье, где идёт подготовка к строительству ВСМ. Там перекладывают инженерные коммуникации для будущей стройки и прокладываются патрульно-эксплуатационные дороги.
Автор: Пресс-служба министерства транспорта РФ

Объекты ВСМ в Ленинградской области

На территории 47-го региона будет только одна станция ВСМ — Жаровская. Местом её расположения выбран Тосненский район. Последние новости на тему ВСМ в telegram-канале администрации Ленобласти датируются ноябрём 2024 года.
Власти региона в прошлом году отчитались о завершении работ по трассировке магистрали по территории области. Часть её пройдёт через Лисинский заказник. Там планируют построить эстакаду, которая позволит сохранить режим охранной территории и снизит экологический ущерб от стройки.
Лисинский заказник
Автор: vsm2stl.ru

Где будут остановки ВСМ в Новгородской области

Высокоскоростная магистраль протянется через Новгородскую область на 202 км и будет включать два пассажирских транспортно-пересадочных узла: "Великий Новгород" и "Валдай" и две технические остановки Горки и Тигода. Для остановки Великий Новгород выбрали участок рядом с деревней Подберезье в 15 км от областного центра.
На прошлой неделе врио губернатора Александр Дронов заявил о том, что вся проектно-сметная документация почти готова.
Сейчас власти региона сосредоточены на разъяснительной работе среди жителей в связи с изъятием земельных участков для строительства. Встречи в деревнях проводятся с участием представителей концессионера "ВСМ Две столицы" и Росжелдора. Чиновники уверяют, что выкупят землю по рыночной стоимости и строго в соответствии с законодательством. По данным на февраль, под изъятие попали почти 400 участков.
Кроме того, в Новгородской области должны построить завод железобетонных изделий, необходимых для строительства ВСМ. Ещё один такой же завод для ВСМ планируют открыть в Тверской области.
Автор: vsm2stl.ru

Тверская область

По Тверской области пройдёт самый большой участок магистрали протяжённостью 260 км. Высокоскоростные поезда будут останавливаться на территории региона четыре раза. Кроме Твери — на станциях Логовежь рядом с Торжком, Садва в Вышневолоцком муниципальном округе рядом с трассой М-11 "Нева" и Выползово в Бологовском муниципальном округе.
Участок Москва — Тверь станет полигоном для испытаний первого из высокоскоростных поездов. Тестовый участок длиной 129 км должны запустить в эксплуатацию в 2027 году.
Для региона самый важный вопрос — расположение транспортно-пересадочного узла в Твери, поскольку заход поездов ВСМ в центр города не планируется. На карте портала "ВСМ Две столицы" обозначена станция Новая Тверь. Её планируют разместить рядом с деревней Курово Калининского округа. По данным местных СМИ, предполагается, что путь от центра Твери до станции ВСМ будет занимать около получаса при отсутствии пробок.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.