"Деловой Петербург" собрал последние сводки с масштабной стройки ВСМ и разобрался, в какой стадии находится каждая составляющая проекта.
Для начала кратко вспомним ключевые характеристики проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург. Протяжённость путей составит 679 км. После запуска поездов по ВСМ путь из Москвы в Петербург займёт 2 часа 15 минут, что почти в 2 раза быстрее "Сапсана". Минимальный интервал между поездами может составить 15 минут. Как ожидается, самый дешёвый билет будет стоить около 9 тыс. рублей.
Запуск пассажирского движения на линии запланирован на 2028 год. Активная фаза строительства магистрали должна начаться в середине лета 2025 года. К этому времени должно быть завершено всё проектирование и получены положительные заключения Главгосэкспертизы по всем этапам.
Главные участники проекта
Для реализации проекта 12 января 2024 года в Москве была зарегистрирована компания-концессионер ООО "ВСМ Две столицы". В числе её учредителей — регионы — участники проекта, РЖД и инвестиционная компания ЗАО "Лидер", которая привлекает в проект средства негосударственных пенсионных фондов.
Со стороны государства концедентом выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).
У магистрали также есть официальный перевозчик — компания "ВСМ-400". Как следует из данных ЕГРЮЛ, её учредитель — ГУП "Московский метрополитен".
РЖД выступает генподрядчиком проекта. Техническим заказчиком локомотивов для РЖД является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
В конце прошлого года участники проекта подписали спонсорское (акционерное) соглашение, прямое соглашение, кредитное соглашение и договор об организации перевозки. Документы определили объём их долгосрочных обязательств и распределение рисков.
Маршрут ВСМ
Высокоскоростная магистраль пройдёт по территориям шести регионов: кроме Москвы и Петербурга в проекте участвуют Ленинградская, Московская, Новгородская и Тверская области.
Согласно маршруту, который в марте 2024 года представили в мэрии Москвы, на линии запланировано 16 остановок, из них четыре — в Москве, ещё две — в Петербурге. Ленобласти досталась только одна промежуточная остановка высокоскоростных поездов. Остальные станции должны разместиться в Новгородской и Тверской областях.
Тогда список станций выглядел следующим образом: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград — Крюково в Москве, Высоково в Подмосковье, Новая Тверь, Логовежь, Садва, Выползово в Тверской области, Валдай, Горки, Великий Новгород, Тигода — в Новгородской, Жаровская — Ленобласть, Обухово-2 и Московский вокзал в Петербурге.